Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физиология мышечной работы
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Студент должен знать: механизм сокращения мышцы; фазы одиночного мышечного сокращения; роль ионов Са и АТФ в возникновении гладкого и зубчатого тетануса, контрактуры; механизм явления, описываемого как оптимум и пессимум Введенского; строение нервно-мышечного синапса; происхождение ПКП (потенциала концевой пластинки); причины возникновения утомления в нервно-мышечном препарате; механизм, пути блокирования и точки приложения блокады нервно-мышечной передачи; механизм действия деполяризующих и недеполяризующих миорелаксантов; определение нейро-моторной единицы; виды сокращения мышц; определение силы и работы мышц; закон средних нагрузок; причины утомления мышц. Студент должен уметь: нарисовать строение миофибрилл; изобразить графически гладкий и зубчатый тетанус. схематически изобразить нервно-мышечный синапс; проанализировать в опыте (эксперименте) возникновение утомления в разных частях нервно-мышечного синапса; объяснить разницу в действии деполяризующих и недеполяризующих релаксантов; схематически изобразить нейро-моторную единицу; определить максимальную работу, выполняемую какой-либо мышцей до наступления ее утомления.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ: 1. Какие белки входят в состав мышц? 2. Какая теория объясняет механизм мышечного сокращения? 3. Какова роль Са в сокращении мышц? 4. От чего зависит сила одиночного мышечного сокращения; 5. Какова роль АТФ и АТФаз в сокращении мышц? 6. Что такое гладкий и зубчатый тетанус? 7. Что такое оптимум и пессимум Введенского? 8. Что такое нервно-мышечный синапс? 9. Какова функциональная роль нервно-мышечного синапса? 10. Какие медиаторы выделяются в синаптическую щель? 11. Как влияет медиатор на постсинаптическую мембрану? 12. Как действует холинэстераза на передачу возбуждения в синапсе? 13. В каком из звеньев нервно-мышечного препарата прежде всего возникает утомление? 14. Назовите виды мышц по их строению. 15. Что такое анатомическое и физиологическое сечение мышцы? 16. Что такое изометрическое сокращение мышц? 17. Что такое изотоническое сокращение мышц? 18. Что такое сила мышцы и работа мышцы?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структура поперечно-полосатой мышцы. 2. Механизм сокращения мышцы. 3. Зависимость возбуждения мышцы от частоты раздражения: кривая одиночного сокращения, гладкий и зубчатый тетанус, оптимум и пессимум Введенского. 4. Гладкие мышцы, их свойства, механизм сокращения. 5. Устройство нервно-мышечного синапса. 6. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе. 7. Механизмы блокирования нервно-мышечной передачи. 8. Виды и режимы сокращения скелетных мышц. 9. Сила и работа мышц. Эргография. Закон средних нагрузок. 10. Утомление. Его причины и проявления.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Видеодемонстрация опытов. Опыт № 1. Зависимость утомления мышц от кровоснабжения. Цель опыта: наблюдать изменение скорости утомления мышцы в условиях нарушения ее кровоснабжения.
Порядок проведения работы. Надеть на локоть правой руки испытуемого манжету тонометра. Испытуемый, положив ладонь на стол, надевает на указательный палец веревочную петлю, перекинутую через блок. К другому концу петли прикреплена гирька весом 50 г. Не накачивая манжету, испытуемый пальцем, с помощью веревочной петли поднимает и опускает гирьку до тех пор, пока у него не разовьется утомление. После отдыха то же самое упражнение повторить с накачанной манжетой. Сравнить количество подъемов гирьки в обоих экспериментах. Объяснить полученный результат.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: 1. Энергетические и тепловые процессы, происходящие в мышце при сокращении. 2. Кальций и процессы фосфорилирования. 3. Изменение структуры и функции мышц в пожилом и старческом возрасте. 4. Зависимость силы сокращения мышцы от числа работающих нейро-моторных единиц. 5. Способы стимуляции и тренировки нервно-мышечных синапсов. 6. Холинорецепторы. 7. Особенности нервно-мышечной передачи в пожилом и старческом возрасте. 8. Влияние физической нагрузки на силу и работоспособность мышц. 9. Способы определения физической подготовленности организма. 10. Сила и работа мышц в пожилом и старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что произойдет с мышцей при раздражении, если ее смачивать раствором с увеличенной концентрацией Са? К? 2. Длительность одиночного сокращения мышцы примерно равна 0, 15 сек. Какой частоты импульсации будет достаточно для формирования тонического сокращения этой мышцы? 3. В мышце длительность фазы абсолютной рефрактерности равна 3 мсек, относительной рефрактерности – 7 мсек. С какой примерно частотой необходимо раздражать эту мышцу для получения оптимальной реакции и пессимальной реакции? 4. Как и почему изменится высота сокращений мышцы крысы при увеличении частоты ее непрямого раздражения от 50 до 300 Гц (лабильность мышечного волокна - 300-400 Гц)? 5. Каким должен быть интервал между двумя раздражающими прямоугольными импульсами тока, чтобы произошла: а) частичная суммация сокращений; б) полная суммация, если длительность периода укорочения равна 0, 05 сек, а длительность расслабления – 0, 075 сек? 6. В лаборатории применяются два метода исследования: миографии и электромиографии. Какой из них необходимо использовать, если требуется регистрировать сократительную деятельность мышц? 7. Длительность периода укорочения мышцы равна 0, 02 сек. С какой частотой ее необходимо раздражать для получения гладкого тетануса? 8. Время укорочения мышцы 0, 05 сек. Какая частота раздражения вызовет зубчатый тетанус? 9. У одного испытуемого сгибатель кисти дает гладкий тетанус при раздражении мышцы в ритме 40 имп/сек, а у второго для формирования гладкого тетануса достаточно 23 раздражений в секунду. У какого испытуемого мышца находится в лучшем физиологическом состоянии? 10. В физиотерапии применяются токи большой частоты (УВЧ – ультравысокой частоты). Чем объяснить, что ток УВЧ не вызывает сокращения скелетной мускулатуры? 11. С какими физиологическими особенностями связана большая или меньшая утомляемость нерва, мышцы и нервно-мышечного синапса? 12. Известно высказывание И.М. Сеченова: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его…исключительно в центральную нервную систему». Что имел в виду Сеченов и почему? 13. Во время хирургической операции, проводимой с применением миорелаксантов, пациента перевели на искусственное управляемое дыхание. Для чего это делают? Что произойдет, если этого не сделать? 14. В древние времена южноамериканские индейцы смачивали наконечники стрел ядом кураре. Получив даже легкое ранение, человек или животное погибали. Почему? 15. Имеется три вида мышц: прямые, косые и перистые. Как будет соотноситься между собой сила этих мышц, если известно, что косые мышцы идут под углом 30°, перистые - 45°, и их анатомические сечения одинаковы? 16. Почему сердечная и дыхательные мышцы практически не утомляются? 17. Площадь физиологического поперечного сечения мышцы – 25 см2. Рассчитайте удельную силу мышцы, если она в состоянии поднять 200 кг. 18. Какие существуют зависимости между силой раздражения и величиной мышечного сокращения? 19. Мышцу нагружают различными грузами. При какой нагрузке работа будет наибольшей и почему? При каких нагрузках работа будет минимальна и почему?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии». Раздел «Общая физиология». Задачи № 80-117
|