Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиология мышечной работы






УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: механизм сокращения мышцы;

фазы одиночного мышечного сокращения;

роль ионов Са и АТФ в возникновении гладкого и зубчатого тетануса, контрактуры; механизм явления, описываемого как оптимум и пессимум Введенского;

строение нервно-мышечного синапса;

происхождение ПКП (потенциала концевой пластинки);

причины возникновения утомления в нервно-мышечном препарате;

механизм, пути блокирования и точки приложения блокады нервно-мышечной передачи; механизм действия деполяризующих и недеполяризующих миорелаксантов;

определение нейро-моторной единицы;

виды сокращения мышц;

определение силы и работы мышц;

закон средних нагрузок;

причины утомления мышц.

Студент должен уметь: нарисовать строение миофибрилл;

изобразить графически гладкий и зубчатый тетанус.

схематически изобразить нервно-мышечный синапс;

проанализировать в опыте (эксперименте) возникновение утомления в разных частях нервно-мышечного синапса;

объяснить разницу в действии деполяризующих и недеполяризующих релаксантов; схематически изобразить нейро-моторную единицу;

определить максимальную работу, выполняемую какой-либо мышцей до наступления ее утомления.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какие белки входят в состав мышц?

2. Какая теория объясняет механизм мышечного сокращения?

3. Какова роль Са в сокращении мышц?

4. От чего зависит сила одиночного мышечного сокращения;

5. Какова роль АТФ и АТФаз в сокращении мышц?

6. Что такое гладкий и зубчатый тетанус?

7. Что такое оптимум и пессимум Введенского?

8. Что такое нервно-мышечный синапс?

9. Какова функциональная роль нервно-мышечного синапса?

10. Какие медиаторы выделяются в синаптическую щель?

11. Как влияет медиатор на постсинаптическую мембрану?

12. Как действует холинэстераза на передачу возбуждения в синапсе?

13. В каком из звеньев нервно-мышечного препарата прежде всего возникает утомление?

14. Назовите виды мышц по их строению.

15. Что такое анатомическое и физиологическое сечение мышцы?

16. Что такое изометрическое сокращение мышц?

17. Что такое изотоническое сокращение мышц?

18. Что такое сила мышцы и работа мышцы?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Структура поперечно-полосатой мышцы.

2. Механизм сокращения мышцы.

3. Зависимость возбуждения мышцы от частоты раздражения: кривая одиночного сокращения, гладкий и зубчатый тетанус, оптимум и пессимум Введенского.

4. Гладкие мышцы, их свойства, механизм сокращения.

5. Устройство нервно-мышечного синапса.

6. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

7. Механизмы блокирования нервно-мышечной передачи.

8. Виды и режимы сокращения скелетных мышц.

9. Сила и работа мышц. Эргография. Закон средних нагрузок.

10. Утомление. Его причины и проявления.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Видеодемонстрация опытов.

Опыт № 1. Зависимость утомления мышц от кровоснабжения.

Цель опыта: наблюдать изменение скорости утомления мышцы в условиях нарушения ее кровоснабжения.

 

Порядок проведения работы.

Надеть на локоть правой руки испытуемого манжету тонометра. Испытуемый, положив ладонь на стол, надевает на указательный палец веревочную петлю, перекинутую через блок. К другому концу петли прикреплена гирька весом 50 г. Не накачивая манжету, испытуемый пальцем, с помощью веревочной петли поднимает и опускает гирьку до тех пор, пока у него не разовьется утомление. После отдыха то же самое упражнение повторить с накачанной манжетой. Сравнить количество подъемов гирьки в обоих экспериментах. Объяснить полученный результат.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Энергетические и тепловые процессы, происходящие в мышце при сокращении.

2. Кальций и процессы фосфорилирования.

3. Изменение структуры и функции мышц в пожилом и старческом возрасте.

4. Зависимость силы сокращения мышцы от числа работающих нейро-моторных единиц.

5. Способы стимуляции и тренировки нервно-мышечных синапсов.

6. Холинорецепторы.

7. Особенности нервно-мышечной передачи в пожилом и старческом возрасте.

8. Влияние физической нагрузки на силу и работоспособность мышц.

9. Способы определения физической подготовленности организма.

10. Сила и работа мышц в пожилом и старческом возрасте.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что произойдет с мышцей при раздражении, если ее смачивать раствором с увеличенной концентрацией Са? К?

2. Длительность одиночного сокращения мышцы примерно равна 0, 15 сек. Какой частоты импульсации будет достаточно для формирования тонического сокращения этой мышцы?

3. В мышце длительность фазы абсолютной рефрактерности равна 3 мсек, относительной рефрактерности – 7 мсек. С какой примерно частотой необходимо раздражать эту мышцу для получения оптимальной реакции и пессимальной реакции?

4. Как и почему изменится высота сокращений мышцы крысы при увеличении частоты ее непрямого раздражения от 50 до 300 Гц (лабильность мышечного волокна - 300-400 Гц)?

5. Каким должен быть интервал между двумя раздражающими прямоугольными импульсами тока, чтобы произошла:

а) частичная суммация сокращений; б) полная суммация, если длительность периода укорочения равна 0, 05 сек, а длительность расслабления – 0, 075 сек?

6. В лаборатории применяются два метода исследования: миографии и электромиографии. Какой из них необходимо использовать, если требуется регистрировать сократительную деятельность мышц?

7. Длительность периода укорочения мышцы равна 0, 02 сек. С какой частотой ее необходимо раздражать для получения гладкого тетануса?

8. Время укорочения мышцы 0, 05 сек. Какая частота раздражения вызовет зубчатый тетанус?

9. У одного испытуемого сгибатель кисти дает гладкий тетанус при раздражении мышцы в ритме 40 имп/сек, а у второго для формирования гладкого тетануса достаточно 23 раздражений в секунду. У какого испытуемого мышца находится в лучшем физиологическом состоянии?

10. В физиотерапии применяются токи большой частоты (УВЧ – ультравысокой частоты). Чем объяснить, что ток УВЧ не вызывает сокращения скелетной мускулатуры?

11. С какими физиологическими особенностями связана большая или меньшая утомляемость нерва, мышцы и нервно-мышечного синапса?

12. Известно высказывание И.М. Сеченова: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его…исключительно в центральную нервную систему». Что имел в виду Сеченов и почему?

13. Во время хирургической операции, проводимой с применением миорелаксантов, пациента перевели на искусственное управляемое дыхание. Для чего это делают? Что произойдет, если этого не сделать?

14. В древние времена южноамериканские индейцы смачивали наконечники стрел ядом кураре. Получив даже легкое ранение, человек или животное погибали. Почему?

15. Имеется три вида мышц: прямые, косые и перистые. Как будет соотноситься между собой сила этих мышц, если известно, что косые мышцы идут под углом 30°, перистые - 45°, и их анатомические сечения одинаковы?

16. Почему сердечная и дыхательные мышцы практически не утомляются?

17. Площадь физиологического поперечного сечения мышцы – 25 см2. Рассчитайте удельную силу мышцы, если она в состоянии поднять 200 кг.

18. Какие существуют зависимости между силой раздражения и величиной мышечного сокращения?

19. Мышцу нагружают различными грузами. При какой нагрузке работа будет наибольшей и почему? При каких нагрузках работа будет минимальна и почему?

 

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи № 80-117

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал