![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастная периодизация
Псих.развитие как процесс, развертываю-щийся во времени на протяжении жизненного цикла чел-ка, имеет определ. временную структуру. Ее рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития. Хронологический подход позволяет выявить типический ход и временные закономерности индивидуального разв-я, составить представление о средней норме возрастной динамики психич.форм и на основе этого судить о реакциях их возрастной эволюции в зависимости от различных факторв. Младенческий (от рождения до1г) Ведущая деят-ть: о бщение со взрослыми в основном с матерью. Основные псих.новообразования: Потребность общения со взрос-лыми и эмоциональное отношение к ним. Сенсоматорное развитие. Ранее детство (от года до 3 лет) Ведущая деят-ть: Предметно-манипуля-тивная деятельность Основные псих.новообразования: Способность ориентир-ся в пространстве. Способность польз-ся окружающими предме-тами в соответствии с их функцио-нальным назначением. Форми-рование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный харак. тер. Дошкольный ( от 3 до 6 лет) Ведущая деят-ть: Игра Основные псих.новообразования: Переход от наглядно-действенного к наглядно образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом - произвольное регулирование процесса запоминания и воспроиз-я. Развитие самооценки и самосознания. Межличностные отношения. Младший школьный (от 6 до10) Ведущая деят-ть: Учебно-познавательная деятельность Основные псих.новообразования: Дальнейшее развитие частных психич. процессов: восприятие, становясь более целенаправ-ленным, превращается в наблюдение, усиливается произ-вольность внимания, растет количество запоминания, разви-вается воссоздающее воображе-ние. Формирование характера. Развитие коммуникативных умений и навыков. Подростковый (от 10 до 14 лет) Ведущая деят-ть: Общественно полезная деятельность в разли-чных ее фор-мах: общественно-организационная, учебная, производственно-трудовая. Основные псих.новообразования: Чувство взрослости - субъективное переживание своего взросления. Чувство взрослости способствует само-познанию подростка определению своего отношения к себе, людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность подростка, которая заклю-чается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание. Сознательная регуляция своего поведе-ния с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба. Ранняя юность (or 14 до 1 8 лет) Ведущая деят-ть: Учебно-профес. деят-ть Основные псих.новообразования: Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формиро-вание мировоззрения, становления эмоционально-волевой сферы личности. Юность (от 18 до 25 лет) Ведущая деят-ть: Профессионально-познава-тельная и професс.деятельность Основные псих.новообразования: Обобщенный способ познавательной и профес.деят-ти. Система профес.ЗУН. Профессиональное самоопред-ение Молодость (от 25 до 30 лет) Ведущаядеят-ть: Профес.дея-тельность Основные псих.новообразования: Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт. Зрелость (от 30 до 55/60 лет) Ведущаядеят-ть: Профес.деятельность Основные псих.новообразования: Творческая активность, социально-профес. позиция, интеграция профес-но важных качеств, индивидуальный стиль деят-ти, потребность личности в реализации себя в профес.деят-ти или любой другой. Пожилой (от 60 до 75 лет) Ведущая деят-ть: Общественно-полезная деят-ть: чаще органи-зационная иногда трудовая Основные псих.новообразования: Потребность в передачи опыта, в уважительном почтительном признании заслуг. Старческий (от 75 до 90 лет) Ведущая деят-ть: Эмоциональное общение Основные псих.новообразования: Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих Долгожители (более 90 лет) Ведущая деят-ть: Эмоциональное общение Основные псих.новообразования: Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого.
|