![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы возникновения монополии
Монополист явл единственным продавцом на рынке продукта, не имеющего близких заменителей. Фирма-монополист стремится к максимизации прибыли в краткосрочном периоде, ее стратегическими переменными явл уровень цены и выпуска. Факторами возникновения монополии явл нововведения и новации, экономия от масштаба (естественная монополия), исключительная собственность на важнейшие средства и предметы производства, государственная политика, направленная на предоставление отдельным фирмам льгот и привилегий. Естественная монополия сущ, когда экономия от масштаба позволяет одной фирме удовлетворять весь рыночный спрос (т. е. на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя).
38. Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном рыночном периоде: определение цены и выпуска Естественная монополия сущ, когда экономия от масштаба позволяет одной фирме удовлетворять весь рыночный спрос (т. е. на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя). достижение фирмой-монополистом равновесия в краткосрочном рыночном периоде. Равновесие достигается при равенстве предельной выручки MR и предельных издержек MC, равновесная цена и равновесный объем выпуска – P*, Q*. Сверхприбыль монополиста – прямоугольник P*ABC. Монополист не назначает наивысшую цену, кот он может получить за товар, так как стремится к максимизации совокупной прибыли. При низком спросе и высоких издержках монополист может даже нести убытки. Поэтому кривая предложения фирмы-монополиста отсутствует (нет однозначной зависимости между ценой и объемом предложения продукции). В долгосрочном периоде фирма-монополист расширяет свое производство до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с долгосрочными предельными издержками. MR = LMC Долгосрочная равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, их наличие приведет к уходу фирмы с рынка. Долгосрочное равновесие устанавливается не обязательно в точке минимума долгосрочных средних издержек LAC. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль монополиста, будет ниже цены, максимизирующей ее краткосрочную прибыль. При более низкой цене и более эластичном спросе величина прибыли будет больше. Если фирма-монополист имеет несколько заводов (напр, два), то долгосрочное равновесие будет устанавливаться при условии: MR = MC1 = MC2.
|