Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективность монополистической конкуренции
48. Равновесие фирмы в условиях олигополии: модель ломаной кривой спроса Олигополия – это рыночная структура, при кот доминируют несколько продавцов, а появление новых фирм затруднено или невозможно. Товар в условиях олигополии может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. Примером олигополистического рынка с дифференцированным товаром служит рынок пива, сигарет, автомобилей, а примером олигополии с гомогенным товаром – рынок алюминия, меди, нефти. Отдельные олигополисты могут влиять на цену благодаря большой доле в общем выпуске. На таком рынке между фирмами сущ взаимосвязь и изменение цены любой компанией может сказаться на конъюнктуре всего рынка. Следовательно, отдельная фирма, реализуя свою ценовую политику, вынуждена считаться с возможной реакцией со стороны конкурентов. Это явля основным фактором, влияющим на поведение фирм на олигополистическом рынке. Основные причины возникновения олигополии: снижение издержек вследствие положительного эффекта масштаба, доступ- ного крупным фирмам; барьеры к объединению фирм и вступлению в отрасль в виде патентов, лицензий, антимонопольного законодательства; объединение мелких фирм с целью достижений рыночной власти и эффекта масштаба. Единой модели поведения фирмы в условиях олигополии не существует. Наиболее распространенными моделями, объясняющими поведение олигополистических фирм, явл –модель ломаной кривой спроса, модель олигополии основанной на тайном сговоре, модель ценообразования олигополии «издержки плюс» и модель лидерства в ценах. Каждая фирма уверена, что если она поднимет свою цену выше текущей равновесной цены Р*, ни один из конкурентов не последует ее примеру, и она потеряет большую часть своего объема продаж (рис). Каждая фирма также верит, что если она понизит свою цену, все остальные фирмы сделают то же самое и ее продажи увеличатся только в той степени, в какой возрастет рыночный спрос. В результате кривая спроса фирмы D изгибается в точке Р* и ее кривая предельного дохода MR в этой точке прерывается. Если предельные издержки увеличить с МС до МС´, фирма продолжит производить тот же объем производства Q*по той же цене Р*. Недостаток модели ломаной кривой спроса – она не поясняет каким образом формируется цена на товар олигополистов, а лишь объясняет нежелание фирм изменять данную цену.
49. Равновесие фирмы в условиях олигополии: модель доминирующей фирмы Доминирующая фирма назначает цену, а остальные фирмы продают по этой цене наилучший для них объем выпуска (рис). Кривая спроса доминирующей фирмы DD – это разница между рыночным спросом D и предложением остальных фирм SF. Доминирующая фирма производит товар в объеме Q*D, кот определяется точкой пересечения кривых ее предельного дохода MRD и предельных издержек MCD. Соответствующая цена равняется P*. При этой цене остальные фирмы продают объем QF, так что общие продажи составляют QT = QF + Q*D. По принципу модели лидерства в ценах функционирует нефтяной картель ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.
|