Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очерк римской государственности
Формирование и совершенствование римского права оказалось возможным в условиях постоянно изменяющейся, но неизменно прочной системы государственного управления. Перемены в ней происходили в моменты разрешения весьма драматических общественно-политических противоречий, созревавших в недрах римской общины под влиянием обновления геополитических, хозяйственных, а также мировоззренческих факторов, определявших судьбу римлян. Важно то, что эти перемены служили решению национальных задач, которые ставила перед народом история. Именно этим можно объяснить продолжительность и самостоятельность развития римской государственности, которая из полисного, общинного устройства переросла в республиканскую, а затем в монархическую формы правления.
а) Первоначальная римская община
На левом берегу Тибра недалеко от его устья, с древнейших времен проживала община рамнов (Ramnes); полагают, что это имя может обозначать «приречные жители». На ближних холмах селились общины тициев и луцеров. Полагают, что Рим возник в результате объединения этих трех общин, бывших частью латинского племени. Быстрое развитие, возвышение и исключительность положения Рима среди других общин объясняют его местоположением: Рим, по его расположению на левом берегу Тибра невдалеке от его впадения в море, оказался удобным местом, к тому же достаточно защищенным, для морских и речных торговых перевозок, то есть центром для вывоза италийских товаров и привлекательным местом для средиземноморских торговцев (этрусков, финикиян, греков). Таким образом, его положение представляло торговые и оборонительные преимущества, сообщающие ему в большей степени характеристики городского образования сравнительно с сельскими поселками остального Лациума. Как рынок Лациума Рим отличался от иных латинских общин: очень рано он противостоит союзу латинских общин как такое поселение, общественная и частная жизнь которого определялась городским и торговым бытом, все более удаляющимся от уклада чисто крестьянского. Это предопределило своеобразный характер общественных учреждений и обеспечило основу для особого положения Рима. Однако первоначально Рим был скорее совокупностью поселений, чем цельным городом. Единство образуется, когда окружаются единой стеной поселения на Палатинском, Квиринальском, Авентинском и Капитолийском холмах, что приписывается инициативе царя Сервия Туллия (середина VI в. до Р.Х.). Образование единого крупного города соответствует уже той эпохе, когда город Рим начал свою борьбу за господство в Латинском союзе и в конце концов вышел из этой борьбы победителем. Образцом для римского общинного устройства явилась римская семья, главной чертой которой была неограниченная власть мужчины над женой, детьми, их женами и их детьми. Вследствие неотвратимой последовательности, с которою римляне установили и поддерживали власть отца и мужа, она обратилась в настоящее право собственности так, что внешне была похожа на власть над рабами и над прочим имуществом семейства. Единство семьи было столь крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожало: мать переходила под опеку (tutela) сыновей, незамужние сестры - под опеку братьев. Тем не менее, со сменой поколений единство власти домовладыки, определяющее семейный круг, разделялось, образуя род - совокупность тех, кто ведет происхождение от единого предка, но не может при этом указать на последовательное происхождение одного поколения от другого. Древняя римская община образовалась из соединения родов, а первоначальная территория - из принадлежавшей этим родам земли. Римским гражданином (cives) признавался тот, кто происходил из одного из родов, то есть тот, кто был рожден в законном браке от римского гражданина. Рожденные от незаконного брака или вне брака не включались в число граждан. Римские граждане называли себя «отцовскими детьми» (patricii) именно потому, что только они по их представлениям юридически имели отца. Таким образом, община состояла из полноправных граждан (коренных жителей) и неполноправных пришельцев, которые хотя и были свободны, но не имели гражданских прав: только граждане включались в военную организацию общины и могли участвовать в ее политической жизни; только они могли создавать римскую семью, в которой рождались граждане. Во главе общины стоял выборный вождь - царь. Кроме него в управлении участвовали собрание граждан и совет родовых старейшин - сенат. Царь (rex) считался господином общины точно так, как глава семейства считался господином всех, кто в него входил. Власть царя (imperium) была принципиально полной и абсолютной как в военных, так и в мирных делах; символом ее выступали шествующие впереди его вестники (lictores) с секирами и прутьями. Эта власть включала право сообщения с богами общины (auspicia publica); право заключения договоров с иноземцами от имени общины; право отправлять правосудие по гражданским и уголовным делам; право налагать наказания за нарушение обязанностей военной службы; право отнимать у граждан жизнь и свободу (постановление смертных приговоров или приказание о продаже гражданина в рабство); при этом только от царя зависело предоставление права обращения осужденного к народу с просьбой о помиловании. Именно царь собирал гражданское ополчение на войну и начальствовал над армией. Именно царю принадлежало право распоряжения общинной казной. Немногочисленные должностные лица - градоначальник (prefectus urbi), которому поручалось расследование преступлений и ведение менее важных судебных дел в отсутствие царя, начальники отрядов пехоты и конницы (tribuni) действовали только по его воле; их полномочия исходили исключительно из его повелений. Эта власть прекращалась смертью царя, после чего она возвращалась на короткое время «междуцарствия» (interregnum) совету старейшин, который выбирал нового царя. Таким образом юридически царская власть исходила из никогда не умиравшей коллегии отцов (patres) и единство государства сохранялось неизменным, несмотря на перемену повелителей. Выходит, что абсолютная власть царя была только выражением традиционного правопорядка, хранителем которого выступал совет старейшин. Но существовало также юридическое и нравственное ограничение царской власти. Нравственное ограничение выражалось в том, что граждане подчинялись царю, вовсе не считая его высшим существом (как в восточных теократических монархиях); и если царь злоупотреблял полнотой своей власти, несправедливо посягая на время, свободу, имущество и жизнь граждан они, понимая, что эта власть исходит не от богов, а с божьего благословения от народа, считали себя вправе отказать в принесенной ему присяге. Юридически царская власть ограничивалась правилом, что царь уполномочен только применять законы, а не изменять их и что всякое уклонение от закона предварительно должно быть одобрено народным собранием и советом старейшин или же оно считалось таким ничтожным и тираническим с его стороны деянием, которое не могло иметь никаких законных последствий. Граждане - квириты («копьеносцы» - quirites - ибо только они имели право и обязанность носить оружие) составляли народное собрание, первоначально называвшееся куриатными комициями (comitia curiata - сходками по куриям, т. е. попечительствам). Собрания созывались царем, как правило, два раза в год, а сверх того, когда он считал нужным. Запросы (rogatio) собранию делал царь; собрание только соглашалось с его предложением или отвергало его, никакого обсуждения не велось. Одобренное куриями предложение царя становилось законом - lex (то есть «связь») и имело значение договора между царем и общиной. Заключение подобного «законодательного договора» требовалось только тогда, когда необходимо было изменить существующий обычный порядок управления, то есть вряд ли слишком часто. Указанный порядок означал, что право издавать законы принадлежало совместно царю и народному собранию, следовательно это собрание представляло важнейший элемент римского общинного устройства. Наряду с царем и собранием граждан выступал совет старейшин родов - сенат (senatus). Сенат выступал как носитель высшей власти (imperium) и покровительства богов (auspicia), так как именно от него всякий вновь избираемый царь получал свои полномочия; таким образом, сенат являлся залогом непрерывного существования государства и его монархического порядка. Главной задачей сената было сохранение существующего гражданского строя. Отсюда его право veto на те постановления народного собрания, которые были не в согласии с установившимся правопорядком (при изменении государственных учреждений, при приеме новых граждан, при объявлении наступательной войны). Это не означало, что сенат был законодательным органом, он был скорее хранителем действующих обычаев. С этим связано и древнее обыкновение, в соответствии с которым царь, перед тем как обратиться к народу с законодательным запросом, испрашивал мнения сенаторов. То есть совет старейшин выступал как совещательный орган при царе. Наконец, именно из сенаторов назначались высшие военные и судебные должности, когда соответствующие функции не мог исполнять сам царь. Государственное устройство и его идеология, описанные выше, сложились на протяжении длительной эпохи, называемой «эпохой царей», когда единственной политически активной силой выступали граждане, рядом с которыми возрастал и приобретал экономическое влияние политически бесправный класс - неграждане. Традиция отводит этой эпохе период с 753 г. до Р.Х. (год основания Рима легендарным царем Ромулом) до 510 г. до Р.Х., когда произошло резкое изменение политического строя. События 510 г., получившие наименование «изгнание царей», хотя и носили характер государственного переворота, важны между тем в силу того, что явились толчком к более чем двухсотлетним усилиям нации по установлению нового государственного устройства, увеличению значимости писаного права (ius scriptum) по сравнению с правом обычным (ius non scriptum), юридическому выравниванию положения сословий; именно эти усилия привели к появлению «римского народа» - populus romanus. Новый строй отношений и порядок управления складывались постепенно в борьбе интересов и представлений различных групп общества и, возможно, в этом был залог того, что созданный при этом правопорядок оказался наиболее приспособленным для решения действительных национальных задач.
б) Становление республиканского строя Римская община состояла из граждан и неграждан. Последние составлялись из разных групп подзащитных (клиентов), т.е. из людей, которые по разным причинам нуждаются в юридической помощи, каковую могут предоставить только граждане (патроны). Как правило они были связаны с отдельной римской семьей; но могли существовать и самостоятельно - «толпой» (plebes). Все они были политически бесправны и передавали это состояние своим потомкам, так как для них юридически был недопустим законный римский брак. Происхождение этого класса связано, по преимуществу, с завоеваниями соседних территорий. Часть завоеванного населения не обращалась в рабство; римская община предоставляла им право пользоваться свободой, не давая политических прав; такие люди становились в положение клиентов общины. Похожее положение занимали все родившиеся в Риме от неравных браков, отпущенные на волю рабы. Были многочисленны и чужестранцы, отказавшиеся от своих гражданских прав при переселении в Рим из-за его привлекательности в качестве торгового города: ведь по античным представлениям они не могли быть гражданами «не своего» полиса. Класс неграждан пополнялся и жителями общин Латинского союза, не завоеванных Римом, которые пользовались правом торговать и приобретать собственность в Риме на основании союзного права. Таким образом, в Городе к началу VI в. до Р.Х. скопилось население, которому римский правопорядок предоставлял только фактическое пользование свободой при юридически бессрочной неволе: наряду с гражданской, образовалась вторая община - плебеи (plebs). Их юридическое положение заключало опасность сильного социального напряжения: по мере того как в свободном поселенце слабело чувство личной зависимости, в нем просыпалось сознание его политического бесправия, и только власть царя, равномерно распространявшаяся на всех, не дозволяла вспыхнуть политической борьбе между полноправной общиной и общиной бесправной. Однако этот предохранительный механизм был разрушен в результате государственного переворота и две римские общины стали на путь длительной политической борьбы. Главной причиной этого переворота было, по-видимому, стремление окрепшей к тому времени знати (патрициата) освободиться от тиранического правления этрусских царей; однако ближайшим внешним поводом к нему явилось углубление противостояния между гражданами и плебеями. Конституционная реформа, проведенная в середине VI в. до Р.Х. и приписываемая предпоследнему, шестому царю, Сервию Туллию, возложила на плебеев гражданские повинности, не предоставив никаких гражданских прав. Неграждане были привлечены к уплате налогов, несению трудовых повинностей, а главное - к военной службе. Воинская обязанность превратилась из личной в имущественную: всякий землевладелец - гражданин или негражданин - обязывались к ней. Только иностранцы, которым не дозволялось приобретать землю в Риме, не становились военнообязанными. Для набора в пехоту город и его окрестности был разделен на четыре призывных округа - трибы (tribus т.е. части). В этих трибах зародилось некое единство народа, пока, по отношению к воинской службе, ибо призывались по трибам как граждане, так и неграждане; возникло обыкновение обращаться к центуриям (подразделениям легионов), испрашивая их мнения относительно начала наступательной войны. Из этого нововведения выросла новая форма народного собрания – центуриатные комиции (comitia centuriata). Кроме того, реформа подготовила и организационную базу в лице офицеров из плебейского сословия, способных выражать интересы не только плебейства, но и многочисленных мелких общинников, которых эгоистическая политика знати превращала в безземельных пролетариев. Таким образом, противоречия между авторитарной властью царя и политическими амбициями знати, между бедными и богатыми общинниками, между гражданской общиной и плебеями – вот те проблемы, которые создали социально-политическое напряжение в Риме к концу VI в. до Р.Х. В 510 г. разрешилось только первое из них: было упразднено монархическое правление, при этом полагают, что именно злоупотребления властью последним царем Тарквинием Гордым послужили мотивом для объединения всех политических тенденций в едином восстании. Но важно понимать, что изменение политического устройства не имело целью искажения главной идеи римского государственного права о полноте и нераздельности власти. Строгое понятие о единстве и полновластии общины во всех общественных делах, служившее центром тяжести для италийских государственных учреждений, сосредоточило в руках одного пожизненно избранного главы такую страшную власть, которая конечно давала себя чувствовать врагам государства, но была не менее тяжела и для граждан. Но в том-то и заключается величие этих римских попыток реформы и революции, что никогда не имелось в виду ограничить права самой общины и лишить ее необходимых органов власти, никогда не было намерения отстаивать против общины так называемые естественные права отдельных лиц, а вся буря возникала из-за формы общинного представительства. Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние). Теперь община полноправных граждан становится носителем верховной политической власти, сувереном, самостоятельным владыкой своих судеб. Оскорбление общины квалифицируется как тягчайшее преступление - оскорбление его величества римского народа (crimen laese majestatis). Полновластие гражданской общины выразилось в изменении функций народного собрания, сената и в установлении консульской власти. (1) Формирование строя республиканских магистратур Юридически царская власть не была устранена: вместо одного пожизненного царя теперь назначались два - и только на год. Первоначально они назывались полководцами (praetores), судьями (iudices); постепенно утвердилось обозначение консулы (от consules – сотоварищи). Основными чертами консульской власти, придававшими ей нужную действенность вне зависимости от личных качеств ее носителя, были: ее полнота (абсолютность), ответственность носителя власти, срочность и коллегиальность. Полнота консульской власти определялась тем, что распространялась на все области военного и гражданского управления и включала все полномочия, необходимые для принятия властного решения и приведения его в исполнение. Так, ему принадлежало право сношения с богами (ius auspiciorum); право сношения с сенатом и народом, предполагавшее возможность вносить законодательные предложения (ius rogationum); право издания общеобязательных постановлений - эдиктов (ius edicendi). Срочность (даже скорее краткость) этой власти устраняла основания для фактической безответственности ее носителя: по истечении года со дня вступления в должность прекращались властные полномочия и консул, провинившийся в измене или убийстве, подлежал уголовному суду наравне с прочими гражданами; кроме того он отвечал за всякое дурное и своекорыстное пользование законной властью. Своеобразным механизмом устранения возможностей злоупотребления консульской властью явился принцип коллегиальности. Верховная власть была возложена не на обоих должностных лиц в совокупности, а в целом на каждого из них. Они не совместно принимали решения, а каждый в отдельности, но во всей его полноте. Не допускалось разделение компетенций (не существовало даже такого понятия), так что нельзя было поручить одному судебную власть, а другому командование армией, но оба одновременно осуществляли и то, и другое. Однако каждый из консулов был наделен правом кассировать (парализовать) решение другого (право интерцессий - ius intercessionis), если оно было, по его мнению, направлено против интересов общины. Таким образом, власть осуществляла не коллегия, а коллеги, наделенные сильным оружием взаимного контроля. Эти черты консулата свидетельствуют о желании общины сохранить царскую власть во всей ее юридической полноте и потому не раздроблять царскую должность и не переносить ее с одного лица на коллегию, а просто удвоить число ее носителей, чтобы в случае нужды они уничтожили власть друг друга. Наряду с двумя выбираемыми общиной консулами предусматривался для чрезвычайных случаев (смута, неудачная война и пр.) единственный правитель (magister populi), называемый диктатором. Он избирался любым из консулов и ни его коллега, ни община не могли этому препятствовать. После его назначения все должностные лица становились его подчиненными. Срок его полномочий имел двоякое ограничение: ни в коем случае он не мог превышать шести месяцев; кроме того, этот срок истекал с истечением срока полномочий консула, избравшего диктатора. Образование этой магистратуры объясняется, по-видимому, желанием общины устранить на случай войны и при других чрезвычайных обстоятельствах неудобства принципа коллегиальности консулата и вызвать к жизни всю полноту царской власти для скорого решения возникшей перед государством задачи. Следует отметить, что создание консулата и диктатуры явилось началом формирования строя республиканских магистратур – системы выборных почетных должностей (honores), которым вверялись задачи управления делами общины. Изначально они делились на ординарные (консулат) и экстраординарные (диктатура). (2) Народное собрание Перемена формы правления отразилась и на этом органе государственного управления самым существенным образом, а именно, община приобрела важнейшие права: обсуждать предлагаемые законопроекты, ежегодно избирать консула и - пересматривать в последней инстанции смертные приговоры над гражданами. Но важнее всего, что изменился самый субъект этих прав. Революция привела к расширению общины, так как в состав курий были включены все неграждане, за исключением рабов и иностранцев. Одновременно у куриатных комиций (то есть у собрания полноправных граждан) были отняты все существенные полномочия. Сохранились такие как принесение присяги консулам и диктаторам при вступлении их в должность, вынесение решения по усыновлениям, утверждение завещаний. Постановлять значимые политические решения оно уже не могло. Все политические права общинного собрания (разрешение апелляций по уголовным делам, что, как правило, оказывалось политическим процессом, назначение должностных лиц, вотирование законов) были переданы собранию лиц, обязанных нести военную службу - центуриатным комициям. Таким образом, собрания центурий превратились в собрания суверенного народа. Но обсуждения в центуриях, в отличие от прений в куриях, происходили исключительно по инициативе председательствующего должностного лица. Поэтому данная перемена вряд ли свидетельствует о расширении демократии. Скорее произошло перемещение законодательной власти в пользу знати и зажиточных людей, поскольку сам порядок голосования предрешал решение в их пользу: прерогатива голосования в первую очередь закреплялась за теми центуриями (составлявшими большинство), которые состояли из богатых и знатных. (3) Сенат В отличие от народного собрания коллегия старейшин осталась исключительно патрицианской и сохранила свои главные прерогативы: право утверждать должностное лицо в период между истечением полномочий одного консула и началом полномочий другого, давать им инструкции, а также - право утверждать или отменять решения общины, в том числе, утверждать или не утверждать выбранных общиной должностных лиц. В целом, первая римская революция носила исключительно консервативный характер. С превращением монархии в республику в римской общине почти все осталось по-старому; эта революция в сущности не уничтожила ни одной из главных основ общинного быта. Ее косвенные последствия были несравненно более важны и даже превзошли все, чего могли ожидать ее инициаторы: социально-политические последствия революции оказались значительнее, нежели ее результаты, закрепленные в системе государственного устройства. Прежде всего, из слияния полноправной и неполноправной общин возникло римское гражданство (cives romani), при том, однако, что прежнее гражданство превратилось в родовую знать. Доступ в нее для выходцев из плебейского сословия был закрыт в силу юридического запрета брачных союзов между старыми гражданами и плебеями. Хотя новые граждане приобрели право участвовать в законодательстве посредством центуриатных комиций, сенат - замкнутая сословная корпорация знати - имел возможность отвергать их постановления и всячески стеснять собрание в важных решениях. Кроме того, благодаря своему праву давать советы должностным лицам по всем делам, сенат подчинил себе исполнительную власть и консулу оставалось только заведование текущими делами, руководство судопроизводством и командование армией во время войны. По сложившемуся обычаю всякий законопроект, прежде чем поступить на рассмотрение в народное собрание, подлежал одобрению сената, следовательно, именно он контролировал законодательную функцию власти. Наконец, расходование государственной казны производилось только с согласия сената и совместно с ним. Таким образом, было установлено господство аристократии: она поставляла кадры для высших должностных лиц; в лице сената контролировала их действия, оказывала решающее влияние на законодательство и заведовала финансами. в) Реформы республиканского строя Установившийся порядок скоро привел к заметному имущественному расслоению общины и, как следствие, к опасному социальному напряжению. Ввиду эгоистичной экономической политики знати произошло увеличение богатства патрициев и обогатившейся части плебейства и резкое обеднение большей части земледельческого населения. Передача государством сбора некоторых налогов в частные руки породила крупных капиталистов (откупщиков) и усилила влияние капитала в народном хозяйстве. Спекуляции землей, образование крупных хозяйств с широким использованием рабов подрывали среднее и мелкое землевладение: неоплатные долги превращали крестьян во временных арендаторов при кредиторах, в слуг и даже в рабов. К тому же прекратились раздачи общинных земель государством: эти земли переходили в фактическое владение состоятельных родов; возник обычай захвата (oсcupatio) общинных земель, которые, не являясь собственностью пользователей, передавались ими по наследству. Заметно оскудела казна, так как крайне небрежно взимались пошлины за пользование общинными выгонами и доходы с захваченных знатью земель. Это вело к усилению налогового бремени на общину, от которого, как и от возросших трудовых повинностей ввиду неудачных войн, страдало простое население. Бедственное положение крестьянства, строгое применение жестокого долгового законодательства привели к политическим потрясениям 495-494 годов до Р.Х. Призванные для ведения войны граждане отказались повиноваться. Тогда консул временно отменил действие долговых законов, выпустил арестованных должников и прекратил дальнейшие аресты. Но по возвращении из победоносного похода люди увидели, что их ожидает прежняя долговая кабала. Через год война возобновилась, был назначен диктатор, которому крестьянство подчинилось. По окончании похода им был внесен проект реформы с целью облегчения положения крестьянства, но сенат ему воспротивился. Тогда войско, еще не распущенное полководцем, в боевом порядке удалилось на один из окрестных холмов с намерением основать там новый плебейский город; по сути, это было объявлением гражданской войны. Сенат уступил и последовали реформы, имевшие важные последствия. Кроме временных мер, направленных на облегчение положения должников и основания нескольких колоний, диктатор провел закон, учреждающий новую, плебейскую магистратуру. Постановлялось, что кроме двух патрицианских консулов будут действовать два плебейских трибуна (tribuni plebis), избираемые плебеями по куриям. Разделения власти, между тем, не произошло. Трибуны получили только право интерцессии (трибунское veto), то есть право заявить протест и отменить всякое отданное должностным лицом приказание, нарушающее права граждан. Власть трибунов заключалась в том, что они по своему усмотрению могли парализовать любое действие администрации и отправление правосудия; полномочия их не распространялись только на действия военных властей. Трибун был вправе своим словом аннулировать любое постановление общины. Всякое сопротивление трибуну было признано преступлением, караемым смертной казнью. В помощь трибунам назначались два плебейских эдила (aediles - «домоначальники»), наделенные правом производить аресты, налагать штрафы, выносить решения по незначительным проступкам. Апелляции на действия трибунов или эдилов поступали не в центуриатные комиции, а в собрания плебеев по куриям; таким образом, трибунат оказался орудием сугубо сословного сопротивления и насилия. В форме трибунской юрисдикции появилась новая сила, которая, с одной стороны могла быть направлена против высшего должностного лица даже во время его состояния в должности, а, с другой стороны, действовала на знатных граждан исключительно через посредство лиц незнатного происхождения и была тем более тяжким гнетом, что ни преступления, ни наказания не были сформулированы законом. На деле оказывалось, что при параллельной юрисдикции плебейства и общины имущество, личность и жизнь граждан были предоставлены на произвол собраний враждовавших между собой партий. Введение трибуната, предоставив плебеям острое оружие в сословном противостоянии, не могло улучшить их экономического положения, так как причины обеднения - захват знатью общинных земель, плохая кредитная система и несправедливое налогообложение - не были устранены. Тем самым не были устранены основания гражданских раздоров; эти раздоры продолжались, вызывая преступления и даже подводя саму общину к краю гибели. Одновременно предлагались и законодательные меры, нацеленные на погашение внутриобщинной вражды. Самым значительным по своим социально-экономическим последствиям и по влиянию на развитие самого римского права, оказалось предложение народного трибуна Гая Терентилия Арса (462 г. до Р.Х.) о назначении специальной комиссии для составления проекта общего гражданского уложения, которое сделало бы ясным для всех регулирование наиболее существенных отношений в общине и, с другой стороны, связывало бы произвол должностных лиц в применении обычного права при вынесении судебных решений. Хотя первоначально сенат воспротивился этому проекту, в 454 г. до Р.Х. было решено приступить к составлению уложения и с этой целью избрать по центуриям комиссию из десяти человек, наделенных на время этой работы полномочиями консулов - комиссию децемвиров (decemviri consulari imperio legibus scribundis). Одновременно прекращалась деятельность народных трибунов. Принятые меры говорят о том, что главным, может быть единственным, мотивом всей затеи было устранение произвола трибуната в обмен на ограничение писаным законом произвола консулата.
(1) «Децемвиральная» революция и принятие законов XII таблиц Децемвиры были выбраны только в 451 г. до Р.Х. после возвращения из Греции посольства, привезшего образцы эллинского законодательства, и в этом же году представили проект. Община одобрила его, текст был вырезан на десяти медных досках и выставлен на форуме. При обсуждении выявилась потребность в дополнениях и децемвиры были переизбраны на следующий год, в который они добавили к десяти еще две таблицы. Так было составлено первое и единственное римское гражданское уложение - законы «Двенадцати таблиц» (Leges duodecim tabularum). Но сословная вражда не прекратилась выставлением на форуме таблиц с уложением. Децемвиры (все из патрициев) отказывались сложить полномочия, ссылаясь на незавершенность законов. Это упорство аристократии в удержании экстраординарной власти в соединении с драматическими событиями в Риме привели к новому восстанию. Войско отказалось повиноваться начальникам, вновь избрало народных трибунов и появилось на Авентине, угрожая гражданской войной. Децемвиры вынуждены были сложить узурпированную власть; двое, наиболее упорных, покончили самоубийством в тюрьме, остальные подверглись изгнанию, имущество всех было конфисковано. Помимо этого был восстановлен трибунат. Последующий длительный процесс реформирования государственного строя дает основания утверждать, что принятие первоначального римского законодательства заложило основы того правосознания граждан и той государственности, которые совокупно обеспечили необыкновенную прочность римских политических и правовых институтов, а вместе с тем и римское мировое господство.
(2) Изменение строя республиканских магистратур и
Возрастание правосознания, как элемента национального самосознания, проявлялось уже в том, что плебейство все настойчивее требовало признания за ним права избирать высших должностных лиц, а также назначать верховных жрецов из их числа. Но знать шла только на половинчатые меры, ограничивая власть консулов. В 435 г. до Р.Х. учреждена новая магистратура - цензура (от censores - «оценщики»), которым от консулов переданы полномочия по составлению бюджета, а также гражданских и податных списков. С течением времени цензура превратилась в оплот аристократического влияния, но также - в инструмент нравственного контроля (цензуры) в государстве. Упорное стремления знати сохранить за собой властные привилегии способствовало образованию институтов, оказавших громадное воздействие на развитие римского права. Так, осознавая неизбежную утрату монополии на консулат, знать, под предлогом того, что только она обладает знанием законов, отделила судебную функцию от консульской должности. Из этой акции возникла (в 367 г. до Р.Х.) новая ординарная магистратура – претура (от praetor), деятельность которой на протяжении более чем трехсот лет сформировала основы римского классического права. Кроме прочего, надзор за рынками, вообще продовольственное снабжение Города и связанное с этим полицейское производство («административная юстиция»), были возложены на особых должностных лиц – эдилов (aediles), которые, в отличие от упоминавшихся в связи с возникновением трибуната плебейских эдилов, назывались курульными, стало быть оказались в ряду высших ординарных магистратур. Кроме этого, принимались иные частные меры к выгоде одной или другой стороны сословного противостояния. Решающее значение имело законодательство, предложенное народными трибунами Гаем Лицинием и Люцием Секстием ибо оно привело к фактическому и юридическому уничтожению родовой знати в качестве политического учреждения, социальному выравниванию общины и послужило основанием для построения действительно республиканского строя, основанного на свободно высказываемом мнении доминирующего в обществе среднего сословия. Главным политическим пунктом проекта Лициния-Секстия было предоставление плебеям права занимать одну из консульских должностей. Предполагался доступ плебеев к важным жреческим должностям, что на протяжении веков составляло привилегию знати. Главными социально-экономическими задачами - регулирование аграрных отношений и выравнивание имущественного положения граждан (предполагалось ограничение права захвата общинных земель и права выпаса на общинных лугах; ограничение размера частных землевладений; кроме того смягчалось долговое законодательство; предлагались меры для трудоустройства сельского пролетариата путем вывода колоний на вновь завоеванные территории). Таким образом, упразднение привилегий, гражданское равенство и социальная реформа - вот те три идеи, которые необходимо было осуществить на деле. После многолетних проволочек эти предложения, сведенные в единый законопроект, утвержденный сенатом, обрели силу закона в 367 г. до Р.Х. Конституционное законодательство к концу IV столетия до Р.Х. ликвидировало как все существенные, так и незначительные привилегии знати в области государственного управления, закрепив за плебеями право избираться в те же магистратуры, осуществлять те же управленческие функции, которые первоначально предназначались исключительно для патрициев. Лициниевы законы способствовали улучшению положения крестьянства и, тем самым, предотвращали разорение среднего сословия; те же результаты имели усилия против ростовщичества и упорядочение налогообложения. Важное социальное и чисто правовое значение имело принятие закона Петелия (326 или 313 г. до Р.Х.), которым была устранена архаическая жестокость долгового процесса: им отменена личная ответственность неисправного должника и введена процедура, напоминающая банкротство (должник, клятвенно заявивший о своей несостоятельности, сохранял личную свободу уступкой своего имущества); передача должника в рабство могла быть теперь осуществлена только по приговору суда, а не по усмотрению кредитора. Однако решающее значение в исправлении социальных недугов общины имело крепнущее политическое могущество Рима в Италии: происходят завоевания северных от Тибра территорий. Это доставило пахотные земли для расселения колонистов, что вызвало отлив беспокойного элемента населения из метрополии; это обогатило казну, уменьшив налоговое бремя на крестьянство. К концу столетия отмечается заметный рост материально обеспеченного среднего сословия. Достигнутое общиной благосостояние, во всяком случае, материальное равенство большинства ее членов, политическое равноправие сословий, явились основанием совершенно нового строя управления, который сложился в рамках республики после двухсот лет напряженной политической и сословной борьбы - сенатского управления. «От сената зависели мир и война и заключение мирных договоров, основание колоний, раздача пахотных земель, общественные сооружения, вообще все дело постоянного и важного характера и главным образом финансовое управление. Сенат ежегодно составлял инструкции, которыми устанавливал для должностных лиц сферу их служебной деятельности и определял число войск и количество денег, предоставлявшихся в их распоряжение. Что это новое сенатское управление было совершенным извращением старого общинного устройства, ясно само собой; свободная деятельность гражданства приостановилась и замерла, должностные лица снизошли на степень председателей собраний и исполняющих чужие приказания комиссаров, а чисто совещательная сенатская коллегия, являясь преемницей обеих конституционных властей, сделалась - хотя и в самых скромных формах - центральным правительством общины. Однако самый строгий приговор истории должен признать, что эта корпорация сумела правильно понять и хорошо выполнить свою великую задачу. Сенаторы вступали в это звание не по праву рождения, а в сущности по свободному выбору нации; раз в четыре года они утверждались в этом звании нравственным судом достойнейших людей; они назначались пожизненно, не завися ни от истечения срока своей должности, ни от изменчивой народной воли; со времени уравнения сословий они составляли тесно сплоченную и замкнутую коллегию, в состав которой входили все самые способные люди, обладавшие политическим кругозором и практическим знакомством с делами управления. Таким образом, римский сенат был самым благородным выражением всей нации, а по своей последовательности и государственной мудрости, по своему единодушию и патриотизму, по своему полновластию и непоколебимому мужеству был первой из всех когда-либо существовавших политических корпораций, даже в ту пору был самым настоящим «собранием царей», умевшим соединять деспотическую энергию с республиканским самоотвержением. Никогда никакое государство не отстаивало своих интересов во внешних делах с такой твердостью и с таким достоинством, с каким их отстаивал в свои лучшие времена Рим через посредство своего сената. При помощи сената римскому народу долее других народов удавалось осуществлять самое великое из всех человеческих творений - мудрое и успешное самоуправление.[5] Эта государственность, выросшая из глубоко укорененных национальных оснований эллинско-италийской народности, сложенная усилиями крестьян, солдат и управленцев, желающих именно на своей земле и с присущими ей обычаями взращивать семью, увеличивать имущество, устраивать дом, поклоняться богам и все это в целости защищать своею кровью, явилась той нравственной и материальной почвой, которая произвела римское право. Ведущий принцип этого права - всесторонняя охрана интересов личности в рамках правопорядка, способного такую охрану предоставить; но никак не поощрение индивидуализма, в ущерб интересам и ценой разрушения общего, то есть данного правопорядка и государства в целом. Последующая после Лициниевой реформы эпоха, вплоть до «цезарианской революции», оказалась наиболее продуктивной для создания основ этого права. Изменение государственного строя в результате этой революции не повлияло отрицательно на данный процесс, но освободило ту социальную энергию молодой нации, которая позволила придать делу создания универсального права законченный вид.
|