Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие «источник права». Система источников римского права
Термин «источник права», кажется, не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк Тит Ливий употребляет его, утверждая, что законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права (fons omnis publici privatique iuris). Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права. Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Для архаического Рима, т.е. для квиритов, содержание правового предписания обосновывается древностью его существования: норма есть то, что содержится в «заветах предков». Для классических римских юристов содержание правовой нормы в значительной степени определяется «естественным правом». Но уже Юстиниан склоняется к тому, чтобы видеть в правовом регулировании произволение Бога. Божественное происхождение права характерно для мировоззрения многих исторических народов. Так, для древних израильтян Закон - это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив. Главным источником мусульманского права признается Коран - совокупность правил, сообщенных Аллахом пророку Мохаммеду. И для европейских народов эпохи Средневековья главным источником права выступает воля Бога, о чем, в частности, пишет Фома Аквинский. Секуляризация мировоззрения европейского человека ведет к поиску иных оснований правовых предписаний. Так, для деятелей эпохи Просвещения, для французских энциклопедистов источником содержания права являются «прирожденные и неотъемлемые права человека»; для Э. Канта источником права выступает категорический императив. Марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права. То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления. Обнаружение этих источников есть предмет исследований в рамках теологии, истории, социологии, экономической науки, философии. Юриспруденция же более всего интересуется тем, из чего можно получить знание о действующем праве. Так вот источником знания о праве выступают различные формы выражения права, различные способы его объективизации, т.е. конкретные формы закрепления властного предписания, от кого бы оно не исходило. Иными словами, юриспруденция использует термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения - источник права в материальном смысле. В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: «Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов».
|