Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательство Юстиниана
Придя к власти в 527 г., император Юстиниан поставил две казалось бы невыполнимые задачи: вновь объединить римский мир (Pax Romana) под единой властью и – упорядочить и свести в единое целое все разнообразие источников римского права, как «древнего», так и «нового». Решение первой имело лишь временный успех: только на период с 555 г. по 568 г. легионы Велизария объединяют Запад и Восток. Затем следует вторжение лангобардов, бургундов, вандалов и других германских народов; Запад навсегда теряет свой римский облик и на его месте создаются неустойчивые образования остготов, вестготов, франков. Решение второй задачи обессмертило имя Юстиниана и сообщило римскому праву значение вечной ценности для человечества, «писаного разума» (ratio scripta). К началу VI в. пестрота и разнохарактерность источников права достигли таких размеров, что требовалась их всеобъемлющая систематизация. Это необходимо было как для совершенствования правопорядка, так и для совершенствования юридического образования. Вот как об этом заявляет сам Юстиниан в конституции Deo auctore: «(1) Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. 2) Мы приступили к общему и полнейшему исправлению права, чтобы собрать и исправить все незыблемые римские узаконения и включить в одну книгу многочисленные разрозненные тома авторов». Для осуществления этого предприятия последовательно составляется ряд комиссий из наиболее знающих юристов, самое выдающееся участие в которых принимают Трибониан, Феофил, Дорофей – знаменитые ученые и администраторы эпохи Юстиниана. В 528 г. подготовлен и опубликован Codex – собрание конституций принцепсов, основанное на предшествующих кодификациях Грегория, Гермогениана и Феодосия. Выявленные на практике недостатки этой первой компиляции понудили к подготовке «кодекса новой редакции», который и был выпущен в 534 г. Он представлял собой отобранные и систематизированные, сведенные в двенадцать книг конституции императоров (от Адриана до Юстиниана, в конечном итоге, по 534 г.). Кодекс включал в себя только действующие постановления. После опубликования Кодекса была осуществлена грандиозная работа по систематизации наследия юристов (по словам самого Юстиниана «эту работу никто из наших предшественников не мог замыслить, и ее считали превышающей силы человеческого разума»). В результате в 533 г. были опубликованы Digesta (Pandectae) - самая выдающаяся по объему и по значению часть законодательства Юстиниана. Дигесты складывались из семи частей, включающих пятьдесят книг, состоящих из четырехсот тридцати двух титулов, содержащих девять тысяч сто двадцать три фрагмента (7 частей, 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента). Это - разделение структуры Дигест. Содержание фрагментов распадалось на три массы: массу Сабина, массу эдикта и массу Папиниана. Масса Сабина содержала в себе комментарии к цивильному праву. Масса эдикта - комментарии ius honorarium. Масса Папиниана - комментарии самых разных вопросов из юридической практики (responsa). Однако такое распределение содержания есть результат аналитической работы австрийского ученого-юриста в XIX в. Сам Юстиниан в конституции об утверждении Дигест – «Tanta» - распределяет фундаментальный труд иначе: «И вот в 50 книгах было собрано все наиболее полезное, а все двусмысленности были отброшены…Мы дали этим книгам название Дигест или Пандект, потому что они содержат в себе все юридические споры и решения и вобрали в себя то, что было отобрано отовсюду … Мы же разделили эти книги на семь частей, и сделали это не по недосмотру или недоразумению, но учитывая искусство и природу чисел и создавая соответствующее им разделение частей». Указанные семь частей таковы: «Прота» (от греческого слова, означающего «первое») – четыре книги, представляющие собою юридическую пропедевтику; Вторая часть – это семь книг о судах и судопроизводстве; Третья часть – восемь книг под общим именем «О вещах» - как бы общие положения вещного права; Четвертая часть состоит из восьми книг, посвященных разным институтам: ипотеке, ответственности продавца за эвикцию и за недостатки проданной вещи, морскому займу, но также и – обручению, браку, дарению, опеке и попечительству; Пятая часть – это девять книг, где содержатся нормы о наследовании по завещанию, о легатах и фидеикомиссах; Шестая часть содержит восемь книг с правилами о добросовестном владении, родстве и свойстве, правила наследования по закону; Седьмая часть – это шесть книг, посвященных, главным образом, правонарушениям и преступлениям, хотя содержатся в них и нормы о стипуляции, и некоторые положения «административного права». Всего в Дигестах содержатся цитаты из более чем двух тысяч работ тридцати девяти римских юристов от Сцеволы до Гермогениана. Большая часть их взята из сочинений Павла, Модестина, Ульпиана, Папиниана. По существу - это центральная часть законодательства Юстиниана, содержащая главные понятия, выработанные классической юриспруденцией. Одновременно с изданием Дигест были подготовлены Институции (из четырех книг - по модели институций Гая). Институции - это учебник гражданского права, имеющий, однако, юридическую силу. Цель подготовки такого учебника разъясняет Юстиниан в конституции «Tanta»: «Мы поручили … чтобы все те книги, которые составили древние и которые содержали в себе введение в законы и назывались институциями, собрали отдельно и чтобы все из них, что было полезного, пригодного и во всех отношениях обработанного … извлечь и разместить в четырех книгах, и тем самым заложить первоосновы и начала всего образования». Указанные три части: Кодекс, Дигесты, Институции составили свод римского права. В 556 г. было опубликовано неофициальное издание собраний указов императора, изданных с 534 по 556 г. Этот сборник получил наименование Новеллы (Novellae). Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы получили общее наименование Свод римского права - Corpus Iuris Civilis позднее, возможно в XIV в., когда происходила рецепция римского права.
Используемая литература:
1. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1997. 2. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1995. 3. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1918. 4. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права.М., 2002. 5. Тит Ливий. История Рима от основания Города. М., 1989. 6. Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004.
|