Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четвертая книга Моисеева Числа
Наименование книги Четвертая книга Моисея в еврейской библии называлась первым словом, с которого она начиналась: " Вайдаббер" – " И сказал". В греческом тексте 70 толковников она зовется " Арифми" – " Числа", что указывает на заключающиеся в ней сведения об исчислении народа (1 и 26 гл.), левитов, первенцев (3 и 4 гл.) и станов (33 гл.) Время и место написания Указание в Чис 36, 13 на написание книги " на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона", т.е. в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах пустыни аравийской, в разное время – в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия. Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет. Обзор содержания. Книга может быть разделена на три части. – В первой части (1-10 гл.) говорится о приготовлении израильтян к отшествию от горы Синая, сначала повествуется об исчислении народа, военных ополчений и левитов (1-4), затем излагаются распоряжения о чистоте стана израильского и назореях (5-6), говорится о торжестве обновления скинии, о золотом светильнике и праздновании пасхи в пустыне (7-9), наконец, изображается порядок похождения шествия колен израилевых и молитва Моисея при воздвижении ковчега и остановке его (10). Вторая часть (11-21 гл.) заключает в себе историю странствования евреев от Синая до границ земли обетованной, сначала говорится о ропоте евреев, желавших мяса, о перепелах и море, постигшем прихотливый народ " гробы похотения" (15 гл.), о наказании проказою Мариам, сестры Моисея за ропот (12), о соглядатаях, посланных в землю обетованную, об осуждении народа на 40-летнее странствование за неверие (12-14), о некоторых обрядовых установлениях и казни за нарушение субботы (15), затем о возмущении Корея, Дафана и Авирона, утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла, о службе и средствах содержания священников (16-18), далее – о жертве рыжей юницы, о смерти Мариами, о воде из скалы, смерти Аарона на горе Ор (19-20) и, наконец, – о медном змие (21). В третьей части (22-36) описываются события, совершившиеся на границах земли обетованной; сначала рассказывается история Валаама, благословившего израильтян (22-24), затем излагается новое исчисление народа по коленам (для раздела земли обетованной) и закон о наследстве (26-27), говорится о хлебных приношениях, об обетах женщин (28-30), о поражении мадианитян и поселении колен Рувимова и Гадова и полуколена Манассиина на восточной стороне Иордана, о станах еврейских от Египта до равнин моавитских (на восточной стороне Иордана) и границах земли обетованной при следующем разделении её между остальными коленами (32-34) и, наконец, о городах для левитов и невольных убийц, а также – о замужестве девиц, получающих отцовское наследство (35-36). Цель написания книги Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а также записать законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля. Прообразы Иисуса Христа и пророчества о Нем в книге Чисел 1. Расцветший и принесший плод жезл Ааронов (17, 8), предизображает таинственное рождение Иисуса Христа от безневестныя Девы Марии. 2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19: 1-22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира (Евр 9: 13-14; 13: 11-13). 3. Медный змий, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления ворующих евреев (21: 6-9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: " Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3: 14-15). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валаком проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: " Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых" (24, 17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. Богослужебное употребление книги ЧИСЛ В качестве паримийных чтений из книги Числ употребляются: 11: 16-17: 24-29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов. 24: 2-9: 17-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Чис 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанный по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно, см. гл. Ш-1У, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии. В счет входили кровные израильтяне – мужчины, от 20 лет и выше, т.е. способные носить оружие. Таковых оказалось 603, 550 человек. Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления показать истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении от египетского рабства (Быт 15). Вторичное исчисление народа (Чис 26) Это исчисление было произведено в конце странствования евреев по пустыне – при подходе к земле обетованной. Цель исчисления – дать возможность точно сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, т.е. сосчитывались лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением левитов, сочтенных отдельно. При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже – обзор главы Х1У) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева, до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из Египта: 601, 730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном народе. Обет назорейства и слова священнического благословения (Числ 6) Слово " назорей" образовано из еврейского " назир" (отдельный, особый – в смысле освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для достижения чистоты и святости. Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть – следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель). В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения (" Сохранит тя") относится к Первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения (" помилует тя") призывает Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный – следствие благодатных даров Духа Святого (" да даст ти мир"). Ст. 27: Некоторые толковники в словах(" да возложит имя Мое на сыны Израилевы") видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному именославному благословению. Порядок следования евреев к земле обетованной (Чис 9-10) После совершения Пасхи у подножия Синая, по-видимому, единственной за время странствования по пустыне, евреи двинулись в дальнейший путь. Движение евреев и остановка их в пути зависела от указания столба облачного днем и огненного – ночью, чем объясняется неодинаковая длительность пребывания стана в разных местах (9 гл.). Различные распоряжения свои Моисей передавал народу условным звуком серебряных труб. Звуками трубы объявлялось и начало шествия в путь. Порядок походного шествия евреев со скиниею был всегда одинаков, так как скиния (в разобранном виде) была в средине. Впереди шло трехколенное ополчение под знаменем Иуды. При воздвижении ковчега завета Моисей произносил следующие слова: " Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящи Тебя". При восстановлении ковчега, " Возвращая Господи тысящи тем во Израиле" – " Возвратитесь Господи, к тысячам и тьмам Израилевым". Ропот народа. Избрание 70 старейшин (Чис 11) Ст. 1-3: Трудность пути по пустыне вызывала малодушный ропот народа, за что часть его была наказана от Господа огнем. Казнь прекратилась по молитве Моисея, стан, место этого события названо " Тавера" (слав. " Запаление"). Ст. 4-34: Вскоре возник новый ропот народа; возбужденный пришельцами из-за отсутствия мяса и прочих египетских явств. Моисей, огорченный непостоянством народа и утомленный тяжестью управления, просил от Господа смерти себе (ст. 4-15). Но Господь повелел ему выбрать из старейшин Израиля 70 мужей в помощь себе, обещая им также дары разумения духовных вещей, как и Моисею, и снисходя в немощи народа, обещал мясную пищу на целый месяц. Для приготовления народа к чуду всемогущества Божия он должен был выполнить требования очищения. На следующий день ветер от моря нагнал на стан еврейский множество перепелов. Народ, однако и при этом чуде проявил неизменные чувства – жадность, алчность в пользовании новою пищей, за что Господь поразил виновных болезнью и смертию. Этот стан, ознаменованный смертию от излишней прихотливости в пище, назван " Киброт – Гаттаава" (слав. " гробы похотения"). Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Чис 13) По желанию народа (Втор 1: 22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю Ханаанскую – по одному от каждого колена. Соглядатаи прошли всю страну обетованную от южных до северных границ её и через 40 дней возвратились в стан, принеся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из долины Есхол. Сообщив, что земля обетования действительно богата " кипит млеком и мёдом", они в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города этой земли. Только двое из соглядатаев – Халев и Иисус Навин проявили благоразумие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетованной. Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии. Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый – более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно. Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещевания Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями. Возмущения Корея, Дафана и Авирона (Чис 16) Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Руфима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 ст.). С одной стороны это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой – ото было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне – политической власти. Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250-ю сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей. На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14.700 чел. Жезл Ааронов (Чис 17) Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения. На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных. В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. " Жезл Ааронов прозябших, – поет Святая Церковь, -иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна" (богородичен по 1 песни канона 23 апреля). Жертва рыжей телицы (Чис 19) В первых десяти стихах описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в ст. 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою. Ст. 1-10; Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу – всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически указывала на возможность очищения и помилования человека. Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама (" Адаи" -" красноватый"), женский пол животного указывал на прародительницу Еву. Так как первые люди после грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы воспринимала грехи народа, закалялась вне стана. Кропление кровию телицы по направлению к скинии означало, что очищение человечества от грехов ожидается от Бога. Ст. 11-22: Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. " Пепел юнчий, кропящий осквернения" и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь Христову, очистившую " совесть человека от мертвых дел", т.е. от грехов (Евр 3: 13-14). По указанию Апостола и св. отцов заклание жертвы вне стана указывало на крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр 13: 11-12). Кедровое дерево, сжигаемое вместе с жертвою, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить – на Его спасительную кровь, а иссоп на очищаемую силу благодати Христовой, как и в псалме сказано: " окропиши мя иссопом и очищуся" (Пс 50: 9). Очистительная вода преобразовала возраждающие воды крещения. Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью многих при возмущении Корея и при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания, соблюдался и в земле обетованной. События в Кадесе (Чис 20) Смерть Мариами последовала в начале сорокового года странствования в Кадесе у границ земли обетованной. Здесь по случаю недостатка в воде, начался ропот народа (2-5 ст.). Господь повелел Моисею извести воду из скалы, Моисей и Аарон, собрав народ к скале, как бы с неверием и сомнением сказали: " Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду? " Можно заметить, что отступление от буквального исполнения приказания Господня (" рцыте к каменю" – " скажите скале" ст. 8) и ударение скалы жезлом дважды указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли Божией. Это же раздражение слышится и в словах обращенных к народу " послушайте, непокорные! " Великий вождь был измучен возмущениями народа, дух его и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: " разве из этой скалы вывести воду? ", то этим поселилось в народе чувство сомнения в возможности этого чуда. Господь наказует Моисея и Аарона, что они не вошли в землю обетованную. Но и в наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам – Моисею и Аарону – тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару. Медный змей (Чис 21: 4-9) Событие, о котором говорится в книге Числ 21: 4-9, произошло в конце странствования, когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропущены (20: 14-21). Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (ст. 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности. Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу и Он повелел ему сделать медного змия, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на медного змия, оставался жив. Змий, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змий считался в Ветхом Завете иногда символом зла, его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт 3: 1-5), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа (1 Кор 10: 9). Вознесение на древо изображения змия, напоминавшего о грехе и наказании, а затем – спасении через веру и раскаяние, преобразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змия указывал Сам Христос Спаситель: " Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3: 14-15). По словам церковной песни: " Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвивщихся преступлением (тропарь по 7-й песни канона утр. 2 гл.) Пророчество Валаама (Чис 22-24) Поразив двух аморейских царей Сигона и Ога (21: 21-35), евреи расположились станом на равнинах Моавитских, при Иордане, против Иерихона. Царь Маовитский Валах, устрашенный победами израильтян, решил, после совета с соседями – мадианитянами, пригласить Валаама для проклятия евреев и лишения их высшего покровительства, которое по языческим понятиям, могло отойти вследствии заклинаний. Личность Валаама остается невыясненной. В Писании он называется сыном Веоровым, жившим в Пефоре (слав. " Вафура"), городе на Евфрате. Одни толковники считают его языческим волхвом, действовавшим посредством суеверных заклинаний (ср. 24: 1). По другому мнению Валаам был почитателем Бога истинного. Из Чис 23: 22 и 24: 8, 19 видно, что Валаам знал чудеса при исходе евреев из Египта и прошедшую историю этого народа. Сначала Валаам отказался идти по приглашению Валака, но потом, движимый корыстолюбием, согласился. Ангел Господень преградил путь ослице Валаама, которая не могла идти вперед несмотря на побои Валаама, не видевшего Ангела. Тогда Господь дал ослице дар речи, она обратилась с укором к Валааму и он увидел Ангела, Который был послан, чтобы образумить Валаама и указать на неправость побуждений, руководящих им. Но последний потерял чистоту сердца, пал нравственно и сознательно шел " путем неправым" (22: 32). Но и это недостойное орудие становится средством прославления имени Божия, средством возвещения глаголов Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог. На высотах Валаамовых, по указанию Валаама, трижды были принесены жертвы на семи жертвенниках, после которых Валаам должен был произнести проклятие на Израиля. Но вместо этого он произносит семь пророчеств, речей – притчей, изображающих судьбу народа еврейского и других – связанных с нею народов. Вместо проклятия он изрекает благословение. Пророчество, произнесенное в четвертой притче, Валаам относит " к последним дням", т.е. ко временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам говорит: " Вижу Его, но ныне нет еще (слав. покажу ему и не ныне) зрю Его, но не близко (слав. " ублажаю и не приближается")". Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездою воссиявшею от Иакова, человеком (по Евр тексту – " жезлом"), восстающим от Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех сынов Сифовых, т.е. все человечество. Во всей полноте это пророчество может относиться к Мессии. Та мысль, что происшедший от Иакова " пленит вся сыны Сифовы", т.е. все человечество, может относится только к Искупителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом Спасителем призваны все народы (Гал 3, 28) и по словам святого апостола Павла " Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп 2: 9-11).
|