Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационные структуры как объект управленческой деятельности
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Н.В. Артамонова
С.В. Дмитриева
Л.П.Фрумкин
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
(конспект лекций в таблицах, схемах и рисунках- часть1)
Санкт-Петербург
| Артамонова Н.В., Дмитриева С.В., Фрумкин Л.П.
|
| Управление персоналом: Конспект лекций в таблицах, схемах и рисунках. - Санкт-Петербург, 2011. - с.
|
В пособии темы дисциплины «Управление персоналом» изложены в виде краткого конспекта в форме различных таблиц, схем и рисунков. Данная форма подачи материала позволит студентам систематизировать достаточно большой объем информации, лучше запоминать изученное и в дальнейшем воспользоваться данным конспектом в процессе профессиональной работы при принятии соответствующих решений, связанных с управлением персоналом.
Учебное пособие разработано для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», слушателей системы дополнительного профессионального образования, обучающихся по программе «Управление предприятием», а также для тех, кто изучает данные вопросы самостоятельно. Введение
Кризис российской экономики требует от руководителей различных предприятий быстрой и качественной перестройки системы развития. Необходимо новое видение управленческого процесса ориентированного на раскрытие человеческого ресурса. «Управление персоналом» является важной отраслью знаний, которая неотрывно, связана с практикой эффективного управления современными компаниями.
Человеческий ресурс – важнейшая составляющая потенциала предприятия, от которого зависит успешность работы предприятия. Учебное пособие «Управление персоналом» направлено на изучение вопросов организации деятельности персонала предприятий и организаций, создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест, подбора и расстановки кадров, разработки системы мотивации и стимулирования работников, обеспечения развития персонала и формирования их профессиональных компетенций.
В учебном пособии в сжатой, компактной форме отражены важные ключевые аспекты организации работы персонала, обеспечения эффективного его использования и развития. Для представления основных тем дисциплины построены различные типы схем: структурные, последовательно-логические и др., а также таблицы.
Системный подход к управлению персоналом
Таблица 1.1. Концептуальные подходы в теории управления работниками в процессе их трудовой деятельности
Период времени, год
| Основные заботы менеджмента
| Отношение менеджмента к работникам
| Деятельность по кадровому управлению
| До 1890
| Производственные технологии
| Безразличие к нуждам
| Создание системы дисциплинарного воздействия
| 1891- 1910
| Социальное обеспечение служащих
| Создание для работников безопасных условий труда и возможностей для роста
| Разработка программы по безопасности труда
| 1911- 1920
| Эффективность задач
| Обеспечение высокой зарплаты работникам при условии повышения производительности труда
| Исследование трудовых движений во время работы и затрачиваемого времени
| 1921- 1930
| Индивидуальные различия
| Учет индивидуальных различий работников
| Психологическое тестирование и консультации для работников
| 1931- 1940
| Профсоюзное движение
| Возможность официально выражать свое мнение в противовес мнению администрации
| Создание программ коммуникации работников и профсоюзных приемов
| 1941- 1950
| Социальная безопасность
| Использование мер социальной защиты работников
| Разработка программ по пенсионному обеспечению, здравоохранению, привилегиям и др.
| 1951- 1960
| Участие работников в управлении деятельностью фирмы
| Работникам требуется учет их мнения при управлении
| Профессиональная подготовка менеджеров (ролевые игры, подготовка, обучение навыкам)
| 1961- 1970
| Соучастие
| Участие работников в принятии решений
| Использование приемов коллективного менеджмента
| 1971- 1980
| Сложность задачи
| Совершенствование содержания труда, нацеливающего на решение сложных задач
| Обогащение элементов труда, пересмотр должностных обязанностей
| 1981- 1990
| Перемещение работников
| Переподготовка и повышение квалификации работников в соответствии с рыночной конъюнктурой и НТП
| Опережающее и непрерывное обучение работников
| 1991- 2000
| Изменение в составе рабочей силы и ее дефицит
| Повышение мобильности и гибкости рабочей силы и форм ее пользования
| Стратегическое планирование, права работников, профессиональная подготовка, гибкая система льгот, компьютеризация и т. д.
|
Таблица 1. 2. Концепция кадровой работы предприятия (на примере РАО «Газпром»)
Заместитель генерального директора по управлению персоналом
| Отдел кадров
| Отдел труда и заработной платы
| Отдел
социального развития
| Сектор планирования и развития кадров
| Сектор разработки системы оплаты предприятия
| Сектор планирования социального развития
| Группа учета, анализа и информации о кадрах
| Группа координации тарифов и зарплаты
| Группа планирования социальных услуг, предоставляемых персоналу
| Группа оформления движения кадров (прием, увольнение, перемещение, подготовка контактов)
| Группа совершенствования управления и организационных методов
| Группа медицинского обслуживания
| Сектор подготовки и переподготовки руководителей, специалистов, резерва на руководящие должности. Группа подготовки и переподготовки рабочих. Руководство и связь с учебными центрами, разработка учебно-методических пособий и программ. Работа с молодыми специалистами. Связь с советами трудовых коллективов, средствами массовой информации
| Группа подготовки коллективных договоров
| Сектор по работе с профсоюзами и кадрами
|
| Группа подготовки и психологии труда
|
|
Рисунок 1.1. Формирование кадровой политики организации
Таблица 1.3. Характеристика подсистем модели управления персоналом
№ п/п
| Наименование подсистемы
| Функции
экономической подсистемы
| Функции
социальной подсистемы
| Функции
организационной подсистемы
|
| Целевая подсистема
| Повышение конкурентоспособности продукции предприятия
| Повышение конкурентоспособности рабочей силы персонала
| Повышение конкурентоспособности
предприятия
|
| Обеспечивающая подсистема
| · информационное обеспечение;
· ресурсное обеспечение;
· техническое обеспечение;
· обеспечение делопроизводства;
· нормативно-методическое обеспечение;
· правовое обеспечение.
|
| Функциональная подсистема
| прогнозирование и планирование результатов труда работников;
организация трудовых процессов;
стимулирование труда;
учет и контроль результатов труда работников;
оценка эффективности использования рабочей силы.
| -Диагностирование социальной среды предприятия и уровня конкурентоспособности ее персонала;
-Социальное планирование (планы по обучению сотрудников, решению их социальных проблем);
-мотивация трудовой деятельности и организационного поведения сотрудников;
-учет и контроль выполнения социальных планов
| Формирование кадровой службы;
определение организационного положения сотрудников;
расстановка персонала по рабочим местам и организация их труда;
принятие управленческих решений по обеспечению персонала
|
| Адаптирующая подсистема
| Формирование кадровой стратегии предприятия;
формирование кадровой политики предприятия;
формирование политики личных доходов персонала.
| -Страхование, социальное обеспечение;
-управление конфликтами и стрессами
| -Профориентационная работа;
-отбор и прием персонала на работу;
-деловая оценка; сотрудника; '
-трудовая адаптация;
-управление деловой карьерой;
-трудовые перемещения;
-формирование организационной культуры
|
Рисунок 1. 2 - Модель системы управления персоналом
Таблица 1.4. Структура комплексной системы управления персоналом предприятия
Цель управления
| Система управления
| Конкурентоспособность продукции предприятия
| Экономическая
| Конкурентоспособность рабочей силы персонала
| Социальная
| Конкурентоспособность предприятия
| Организационная
|
Таблица 1. 5. Роли персонала в организации
Роль
| Исходные данные
| Переносное значение
| Необходимые мероприятия
| Стратегический менеджмент трудовых ресурсов
| Текущая стратегия
| Стратегический партнер
| Сравнение системы трудовых ресурсов
с текущей стратегией: " организационная диагностика''
| Менеджмент организационной структуры
| Построение эффективной организационной структуры
| Административный эксперт
| Реинжиниринг организационных процессов: " коллективное обслуживание"
| Управление персоналом
| Расширение обязанностей и возможностей служащих
| Лидер персонала
| Внимательное отношение к сотрудникам: " обеспечение сотрудникам"
| Управление преобразованиями и изменениями
| Создание обновленной организации
| Агент перемен
| Управление трансформацией фирмы: " обеспечение изменений"
|
Организационные структуры как объект управленческой деятельности
Таблица 2.1. Составляющие внешней и внутренней среды работы с персоналом
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
| АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
| Результативность труда персонала
Готовность и способность персонала к труду
Корпоративный дух
Культура предпринимательства
Техника и технология
| Потенциал рынка
Инфраструктура фирмы
Законодательство
Взаимоотношения
Демографическая среда
|
Рисунок 2.1. Организация и ее среда
Рисунок 2.2. Вертикальное разделение управленческого труда
Рисунок 2.3. Горизонтальное разделение управленческого труда
Рисунок 2.4. Цели управления предприятием
Таблица 2.2. Сравнительные характеристики типов структур управления
Бюрократический тип
| Органический тип
| Четко определенная иерархия
| Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
| Система обязанностей прав
| Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
| Разделение каждой задачи на ряд процедур
| Процессный подход к решению проблем
| Обезличенность во взаимоотношениях
| Возможность самовыражения, саморазвития
| Жесткое разделение трудовых функций
| Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами
|
Рисунок 2.5. Линейная организационная структура
Таблица 2.3. Типы линейной организационной структуры
Параметры проектируемой организации
| Тип линейной организационной структуры
| «высокая»
| «плоская»
| 1. Сфера контроля
| Широкая
| Узкая
| 2. Уровень взаимосвязи отдельных подразделений
|
Низкий
|
Высокий
| 3. Уровень неопределенности решаемых задач
|
Высокий
|
Низкий
| 4.Уровень сложности решаемых задач
|
Высокий
|
Низкий
|
Рисунок 2.6. Функциональная организационная структура
Таблица 2.4. Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
№ п/п
| Преимущества
| Недостатки
|
| Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
| Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений
|
| Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
| Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
|
| Стандартизация, формализация и программирование процессов и явлений
| Появление тенденций чрезмерной централизации
|
| Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
| Длительная процедура принятия решений
|
| Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
| Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения
|
Рисунок 2.7. Линейно-функциональная организационная структура
Рисунок 2.8. Линейно - штабная организационная структура
|