Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 10
1.Тема учебной программы: «Электрические машины переменного тока». 2.Тема работы: «Исследование устройства и режимов работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором». 3.Цель работы: Сформировать умение анализировать устройство асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, снимать его рабочие характеристики. 4.Материально-техническое оснащение: лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы, соединительные провода, трехфазный асинхронный двигатель. 5.Теоретическая часть: К машинам переменного тока относятся синхронные генераторы, асинхронные и синхронные двигатели. Для преобразования электрической энергии в механическую в промышленности наиболее широко применяют асинхронные двигатели. Асинхронный двигатель состоит из статора и ротора. На статоре расположена трёхфазная статорная обмотка, каждая фаза которой состоит из отдельных секций, а секция из нескольких витков. Выводы обмоток статора обозначаются: С1, С2, С3- начала обмоток, С4, С5, С6 -концы обмоток. Для подключения обмоток двигателя к трёхфазной сети, их соединяют в «звезду» или «треугольник». Внутри статора располагается вращающийся ротор. Ротор представляет собой цилиндр с пазами, набранный из стальных листов, в пазы укладывается обмотка: алюминиевые или медные стержни, замкнутые на торцах кольцами. Обмотка с медными стержнями представляет собой «беличье колесо». Ротор электродвигателей такого типа называют короткозамкнутым. Действие асинхронного электродвигателя основано на законе электромагнитной индукции и законе Ампера. Статор электродвигателя создаёт вращающееся магнитное поле, которое наводит в замкнутых обмотках ротора ЭДС. Эта ЭДС создаёт в обмотках ротора индукционные токи. При взаимодействии токов обмоток ротора с вращающимся магнитным полем создаётся вращающий момент сил, который стремится «вытолкнуть» ротор из магнитного поля, что и приводит ротор во вращение. Направление вращения ротора совпадает с направлением вращения магнитного поля статора и определяется «правилом левой руки». Частота вращения ротора будет меньше частоты вращения магнитного поля. По этой причине двигатель назвали асинхронным. Если ротор электродвигателя будет вращаться одновременно с магнитным полем, то ЭДС индукции в роторе возникать не будет, т.к. для вращающихся обмоток ротора магнитное поле перестанет изменяться. Разность частот вращения отнесенных к частоте вращения магнитного поля называют скольжением(S): S , где: n1- частота вращения магнитного поля, n2 -частота вращения ротора. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя можно осуществить: -изменением сопротивления обмоток ротора с помощью реостата (для двигателя с фазным ротором); -изменением числа пар полюсов в статоре; - изменением частоты переменного тока. 6.Практическая часть: -анализ устройства асинхронного электродвигателя; -измерение напряжения, ток, мощности, частоты вращения ротора в режиме холостого хода и под нагрузкой; -построение рабочих характеристик. 6.1.Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю. 6.2.Описание выполнения задания: - ознакомиться с измерительными приборами; - определить предел измерения и цену деления приборов; - определить технические характеристики приборов. 6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1). -предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки; -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 переменный ток»; -установить движок реостата R в среднее положение; нагрузку (лампы накаливания) отключить, разомкнув тумблеры SA1, SA2, SA3 на лабораторном стенде; -запустить электродвигатель кнопкой «ПУСК»; -установить перемещением движка реостата R ток возбуждения 200 mA; - определить показания всех электроизмерительных приборов, записать их значения в таблицу1. Таблица1
- не изменяя ток возбуждения, изменить нагрузку цепи, включив тумблером SA1 одну лампу, определить показания электроизмерительных приборов, записать их в таблицу1; -увеличить нагрузку, замкнув дополнительно тумблер SA2, определить показания электроизмерительных приборов, записать их в таблицу1; -увеличить нагрузку, замкнув все тумблеры SA1, SA2, SA3, определить показания электроизмерительных приборов, записать их в таблицу1. 6.3.Требования к оформлению отчета: Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов. -перечертить в отчет схему электрической цепи (рис.1) и таблицу1; -выполнить необходимые расчеты по формулам, результаты вычислений записать в таблицу: -вычислить частоту вращения магнитного поля статора n1 = 60f1/p, где f1 =50 Гц – частота переменного тока в обмотке статора, p = 1-число пар полюсов статорной обмотки, (двигатель двухполюсный); -вычислить линейное напряжение Uл= Uг; -вычислить мощность на валу трехфазного асинхронного двигателя во всех опытах: P2=Мn/9550 = Uг•(Iн+Iв); -вычислить активную мощность, потребляемую асинхронным трёхфазным двигателем из сети во всех опытах: P1= •Uл•Iд•cosφ, где cosφ -коэффициент мощности, Uл -линейное напряжение; -вычислить момент асинхронного двигателя во всех опытах: M = 9, 55•P2/ n2 -вычислить скольжение двигателя S = (n1 – n2)/n1; -вычислить коэффициент полезного действия трехфазного асинхронного двигателя во всех опытах: ŋ =(P2/ P1)•100%; -результаты вычислений записать в таблицу1. По результатам измерений и вычислений на масштабно-координатной бумаге построить графики рабочих характеристик трёхфазного асинхронного двигателя (рис.2): Iд = f(P2); n2 = f(P2); cos φ = f(P2); ŋ = f(P2); M = f(P2); S = f(P2). -Проанализировать результаты измерений и вычислений, записать выводы. 6.4.Контрольные вопросы: Раскрыть принцип действия трёхфазного асинхронного двигателя. Перечислить типы асинхронных двигателей в зависимости от конструкции ротора. Объяснить различие конструкций короткозамкнутого и фазного роторов. Указать способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей. Записать формулу скольжения. 6.5.Используемая литература: Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Филиал «Индустриально-педагогический колледж»
Учебная дисциплина
«Электротехника с основами электроники»
Лабораторная работа №11
Исследование устройства и работы электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
|