![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы №11
1.Тема учебной программы: «Электрические машины постоянного тока». 2.Тема работы: «Исследование устройства и работы электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением». 3.Цель работы: Сформировать умение анализировать устройство электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением и его работу в разных режимах, определять коэффициент полезного действия. 4.Материально-техническое оснащение: лабораторный стол с комплектом оборудования, электродвигатель постоянного тока параллельного возбуждения, электроизмерительные приборы, соединительные провода. 5.Теоретическая часть: Машины постоянного тока обладают свойством обратимости: одна и та же машина может работать в режиме генератора или электродвигателя. По способу возбуждения выделяют четыре типа машин постоянного тока: с последовательным; параллельным; смешанным; независимым возбуждением. Двигатель с параллельным возбуждением является наилучшим для электроприводов, работающих с постоянной частотой вращения и требующих плавного и экономичного регулирования скорости вращения. Электродвигатель постоянного тока состоит из вращающегося якоря и неподвижного статора, на котором крепятся магнитные полюса. На полюсах помещается обмотка возбуждения. Обмотка возбуждения создаёт магнитный поток возбуждения. Якорь представляет собой цилиндр с пазами, набранный из листовой стали. В пазы укладывают обмотку якоря. На валу якоря помещают коллектор, к поверхности которого примыкают щетки. Принцип работы электродвигателя основан на взаимодействии магнитного поля с проводником, по которому протекает электрический ток. Электромагнитные силы, созданные взаимодействием тока и магнитного поля, будут создавать вращающий момент, под действием которого якорь вращается. Для ограничения и регулирования пускового тока в цепь якоря включают пусковой реостат, т.к. пусковые токи в якоре значительно превышают номинальные. На такой ток не рассчитаны ни обмотка якоря, ни щетки его коллектора. Регулирование частоты вращения двигателя осуществляется изменением напряжения и магнитного потока. Основной способ изменения магнитного потока возбуждения с помощью реостата Rpег. Реверсирование, изменение направление вращения, электродвигателя производится изменением направления тока в цепи якоря или в обмотке возбуждения.
6.Практическая часть: -анализ устройства электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением; -измерение силы тока обмотки якоря и силы тока обмоток возбуждения в различных режимах работы двигателя; -построение рабочих характеристики двигателя по результатам измерений; --определение КПД двигателя. 6.1.Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю. 6.2.Описание выполнения задания: - ознакомиться с измерительными приборами; - определить предел измерения и цену деления приборов; - определить технические характеристики приборов. 6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1): -предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки; -убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора установлен в положение «0 постоянный ток»; -ослабить ленточный тормоз на валу двигателя; -установить в собранной электрической цепи ползунки реостатов Rпуск и Rpег в среднее положение; -осуществить пуск двигателя, нажав кнопку «пуск», убедиться, что указатели динамометров установлены в положение «ноль»; -установить с помощью лабораторного автотрансформатора в цепи двигателя напряжение 60В; -переместить ползунок реостата Rпуск в крайнее (начальное) положение; -перемещая ползунок реостата Rpег, установить силу тока возбуждения 0, 5А. -определить показания всех измерительных приборов, записать их в таблицу1: Таблица1
-не изменяя напряжение в цепи двигателя, провести исследование работы двигателя под нагрузкой; -установить силу торможения в 1Н (по разности показаний динамометров); -нагрузку измерять динамометрами, постепенно перемещая их снизу вверх, тем самым натягивая ленточный тормоз, -определить показания всех измерительных приборов, записать значения в таблицу1; -увеличить нагрузку на валу двигателя до 1, 5Н, определить показания всех измерительных приборов и записать их в таблицу1; -установить силу торможения сначала в 2, 0Н, потом в 2, 5Н, определить показания всех измерительных приборов и записать их в таблицу1; -не выключая двигатель, перейти к исследованию скоростной характеристики двигателя при постоянном номинальном напряжении 60В; - установить на валу двигателя ленточным тормозом силу торможения в 1Н (по разности показаний динамометров); -установить реостатом Rpег в цепи двигателя силу тока возбуждения Iв=0, 5А; -определить частоту вращения и записать значение в таблицу2: Таблица2
-не изменяя нагрузку на валу двигателя, при постоянном номинальном напряжении 60В, изменить реостатом Rpег силу тока возбуждения от 0, 6А до 1, 0А, определить показания измерительных приборов, записать их в таблицу2. 6.3.Требования к оформлению отчета: Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов. -перечертить в отчет схему электрической цепи (рис.1), таблицу1, таблицу2; -выполнить необходимые расчеты по формулам, результаты вычислений записать в таблицу1: -вычислить силу тока двигателя во всех опытах I=Iя +Iв (А); -вычислить во всех опытах вращательный момент двигателя М=F∙ d/2 (Н*м), где d= 0, 06м диаметр шкива двигателя; -вычислить во всех опытах полезную мощность двигателя P2=M n/9, 55 (Вт), где n – скорость вращения двигателя (об/мин); -вычислить мощность, потребляемую двигателем, во всех опытах P1=U I (Вт); -вычислить коэффициент полезного действия двигателя η = P2/P1; -построить графики рабочих характеристик двигателя n=f(P2), I=f(P2), M=f(P2), η =f(P2), используя измерения и вычисления таблицы1. Примерный вид рабочих характеристик двигателя (рис.2): Построить график регулирования скорости вращения двигателя n=f(Iв), используя результаты измерений таблицы 2. Примерный вид регулировочной характеристики двигателя (рис.3): Проанализировать результаты измерений и вычислений, записать выводы. 6.4.Контрольные вопросы: Объяснить, какая машина постоянного тока называется генератором, а какая – двигателем. Объяснить, как можно регулировать частоту вращения якоря двигателя с параллельным возбуждением. Раскрыть назначение пускового реостата у двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением. Перечислить способы реверсирование электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением. Перечислить разновидности электродвигателей постоянного тока по способу возбуждения. 6.5.Используемая литература: Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Филиал «Индустриально-педагогический колледж»
Учебная дисциплина
«Электротехника с основами электроники»
Лабораторная работа №12
Снятие параметров генератора постоянного тока с параллельным возбуждением и построение графиков
|