![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Посадки подшипников качения.
Подшипники - стандартный узел, который устанавливается в качестве опоры без дополнительной обработки. Для установки подшипников (образования посадок) необходимо обрабатывать посадочное место (табл. 5.1).
Зависимость квалитетов обработки посадочных поверхностей вала и корпуса от класса точности подшипников
При установке подшипников используются все три вида посадок по характеру сопряжения: с зазором, с натягом, переходные. Характер сопряжения зависит от вида нагружения, скорости вращения, характера смазки и др. данных об условиях работы подшипника.
Принципиальные правила выбора посадок: 1. Нельзя устанавливать с большим натягом наружное и внутреннее кольца, т. к. может произойти заклинивание тел вращения. 2. Вращающееся кольцо на валу и в корпусе должно устанавливаться с гарантированным натягом. 3. При двухопорном вале посадка одного из невращающихся колец должно быть с гарантированным зазором, обеспечивающим осевой натяг или зазор для компенсации любых деформаций вала или корпуса. Более точный расчет осуществляется с учетом вида нагружений (приложение к ГОСТ 3325-85).
Виды нагружений колец подшипника: местное, циркуляционное, колебательное. Наружное кольцо подшипника принимается за основной вал. Внутреннее кольцо п/ш - за основное отверстие. Посадка наружного кольца с корпусом - в системе вала, посадка внутреннего кольца на вал - в системе отверстия. Основные отклонения Р (p) – ZC (zc) в подшипнике не применяются, т. к. возникает деформация внутреннего кольца, основные отклонения под переходные посадки не обеспечивают нужного натяга, а применение дополнительного крепления в п/ш невозможно. Поле допуска внутреннего кольца направили «в воздух» для того, чтобы поля допусков под переходные посадки выполняли роль посадок с натягом.
Рис. 5.2 Схема расположения полей допусков на наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников качения Для образования посадок с подшипниками из общей системы допусков и посадок отобрана группа полей допусков, т. е. основных отклонений и квалитетов. Полный набор этих отобранных полей допусков приведен в ГОСТ 3325-85. В этом стандарте выделены посадки, которые используются для типов соединений и ограниченного применения. Местное - действующая на подшипник результирующая радиальная нагрузка постоянно воспринимается одним и тем же участком дорожки качения и передаются соответственно участку посадочной поверхности когда кольцо относительно действующей нагрузки не вращается или когда кольцо и нагрузка участвуют в совместном вращении.(назначается посадка с зазором). Кольцо может иногда поворачиваться - нагрузка не на одном месте, меньше износ Циркуляционное - действующая на п/ш результирующая радиальная нагрузка Fr воспринимается и передается последовательно по всей длине, и, следовательно, всей посадочной поверхности вала или корпуса. Когда кольцо относительно нагрузки или нагрузка относительно кольца вращается; (называется посадка с натягом). Кольцо недопроворачивается - износ происходит равномерно, т.к. нагрузка переменна по всей сопрягаемой поверхности. Колебательное - неподвижное кольцо подвергается одновременному воздействию радиальных нагрузок (постоянной по напряжению) и вращающейся, меньшей или равной по значению. Их равнодействующая совершает периодические колебательные движения. В этом случае назначается посадка плотноподвижная (типа js) с целью возможного проворота кольца - равномерное изнашивание. Расчет посадки при циркуляционном нагружении. (существует 30 формул для расчета N) Интенсивность нагружения:
Рис. 5.3 Поля допусков валов и отверстий посадочных поверхностей для установки подшипников качения где к1 - динамический коэффициент, зависящий от перегрузок. Если перегрузка до15 % к1 = 1; более 300% к1 = 1, 8. к2 - коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале и тонкостенном корпусе. При сплошном к2 = 1. кЗ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения посадки на валу (обычно относится к коническим п/ш, когда п/ш устанавливается под углом и возникает неравномерное распределение нагрузки).
|