Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общий вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана по итогам 2012 года составила 5,2%. По данному показателю Казахстан занимает 17 место из 20 стран Европы .Стр 1 из 6Следующая ⇒
Инфраструктура Лекция № 13. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли в Республике Казахстан 1. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли в Республике Казахстан 2. Прямые иностранные инвестиции, как фактор развития экономики 3. Перспективы развития туристской индустрии Казахстана Проблемы развития туристской отрасли в Республике Казахстан Формирование рыночной экономики в Казахстане усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения Казахстана пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры. Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Продолжающийся рост мирового туризма подтверждает, что туризм стал одним из важнейших компонентов современного экономического пространства. В то же время, являясь одной из наиболее динамично развивающихся мировых индустрий, туристский рынок Казахстана демонстрирует низкие темпы развития. Ограниченные материальные возможности граждан, недостаточно развитая туристская инфраструктура, несогласованность интересов государства и частного сектора являются сдерживающими факторами для развития туристской отрасли Казахстана. Отсутствие или неэффективное участие заинтересованных сторон является одним из основных препятствий на пути реализации концепций по устойчивому развитию туризма (ST) и неопределенности в отношении того, как наилучшим образом решить эту проблему. Опыт зарубежных стран показывает, что достичь конкурентоспособности на мировом туристическом рынке возможно за счет развития новых форм экономической интеграции между государством, туристическим бизнесом и населением страны [3]. Поэтому формирование и создание благоприятных условий для эффективного функционирования туристических кластеров является одним из приоритетных направлений государственной туристической политики Казахстана. Несмотря на то, что Казахстан обладает обширной территорией, на которой расположены потенциально привлекательные туристские зоны, туристическая отрасль страны характеризуется недостаточным уровнем развития. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет около 1, 6%. Общий вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана по итогам 2012 года составила 5, 2%. По данному показателю Казахстан занимает 17 место из 20 стран Европы. В то же время нельзя не отметить положительную динамику развития туристической отрасли Казахстана. За четыре года объем доходов от туризма увеличился на 43, 6% и по итогам 2012 года прямой вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана составил 486, 79 млрд. тенге (рисунок 2). Количество занятых в отрасли составило 126500 человек. Сюда включается численность персонала отелей, турагентств, услуги транспорта (за исключением пригородного), ресторанов, индустрии досуга, т.е. непосредственно занятых в обслуживании туристов. Анализ въездных туристских потоков в Казахстане показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов. По экспорту туристических услуг Казахстан занимает 78 место в мире и 8 место среди стран Европы, за исключением ЕС (рисунок 3). По доступности, цене и уровню сервиса туристские услуги Казахстана недостаточно конкурентоспособны на мировом рынке и уступают зарубежным аналогам. Загрузка номерного фонда неравномерна. Самый высокий коэффициент загрузки номерного фонда - в гостиницах Атырауской (49, 8%) и Мангистауской областях (54, 1%), самый низкий - в Северо-Казахстан-ской (13, 5%) и Алматинской областях (13, 1%) Наибольшее количество мест размещения, соответствующих мировым стандартам, сконцентрировано в важных туристических центрах - в городах Алматы и Астана, однако, даже в этих городах существует дефицит гостиниц категории 3* и 4*. Международные гостиничные бренды на рынке Казахстана представлены в ограниченном количестве и представлены только в четырех бизнес-дистинациях: в Астану, Алматы, Атырау, Актау. Стоимость размещения в гостиницах 5* в несколько раз превышают цену размещения в ана логичных номерах брендовых гостиниц Европы. На рисунке 4 представлена средняя цена на размещение в номере Double в 5* звездочных отелях некоторых европейских бизнес-дистинациях. Высокие цены на размещение являются следствием низкой заполняемости мест размещения, недостаточно развитой конкурентной средой и сильной зависимостью от бизнес-туристов. Сложившаяся ситуация является следствием отсутствия реальной государственной поддержки туристической отрасли Казахстана. Разработанные и принятые стратегические планы не стимулировали развитие туризма в стране, при этом ни одна государственная программа по развитию туристической отрасли не была доведена до установленного срока. Многие из принятых правовых документов остались на бумаге, не найдя практического применения в туристской сфере. К основным проблемам, тормозящим развития туристической отрасли в Казахстане, можно отнести:
|