Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии отнесения общественных организаций и граждан к числу
фондообразователей государственных архивов. Утверждение политического плюрализма и демократии с начала 1990-х гг. обусловили количественный рост общественных организаций в стране. Построенные на основе самоуправления и организационной самостоятельности, они занимаются реализацией и защитой гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитием активности граждан, удовлетворением их профессиональных и любительских интересов; благотворительной деятельностью, охраной природы, памятников истории и культуры, патриотическим и гуманистическим воспитанием, физкультурно-оздоровительной, культурной и спортивной работой, расширением международных связей и др. Учитывая, что в деятельности общественных организаций отражаются специфические формы функционирования общества, проявляется активность граждан в экономической, политической и социальной сферах, их документы представляют историческую ценность и должны стать источниками комплектования Национального архивного фонда республики. Специфичность общественных организаций как источников комплектования предопределяет особый подход к отбору и приему их документов на постоянное хранение. Исходным критерием отнесения общественных организаций к источникам комплектования госархивов является наличие деятельности как таковой (деятельного момента). Некоторые общества, провозгласив свое существование и зарегистрировавшись, не осуществляют деятельность, декларированную в уставах и программных документах. В то же время они формально существуют, так как решения об их ликвидации нет. Поэтому на хранение должны отбираться документы только тех организаций, которые проводят какую-либо работу. Вторым важным критерием является общественная значимость организации. Она определяется политической, экономической и социальной эффективностью их деятельности. Например, политическая значимость партий выражается прежде всего в их влиянии на представительские и исполнительные органы власти (степень участия в них, роль в формировании состава и т.д.), политическом авторитете в массах (степень поддержки на выборах, количество членов, сторонников и т.д.), идейном и идеологическом влиянии (адекватность идейных установок настроению общества в целом и отдельных классов и групп в частности). Критерий общественной значимости раскрывает место и роль организации в обществе. К этому критерию близок другой критерий, который необходимо использовать при отнесении общественных организаций к источникам комплектования госархивов, – перспективная значимость. Его сущность заключается в том, что оценка деятельности организации должна производиться не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и ее возможных перспектив. Общественная организация, деятельность которой не представляет особого интереса в настоящий момент, может иметь значительные перспективы развития, повышения своей роли и значения. Подобный подход требует от архивистов учета основных тенденций развития общества в целом, а также сферы деятельности организации. Использование этого критерия наиболее целесообразно при оценке политических организаций. Если происходит обратное, т.е. организация, игравшая важную роль в обществе, утрачивает свои позиции настолько, что стоит вопрос об исключении ее из источников комплектования госархивов, желательно использовать историко-мемориальный критерий. Руководствуясь им, возможно осуществлять прием документов таких организаций, которые отражают завершающий этап функционирования некогда важных структур при всей их сегодняшней незначительности. Одним из важнейших критериев оценки деятельности общественной организации является масштаб ее деятельности, выражающий количественный аспект осуществляемых функций. Использование этого критерия включает определение количества функций, выполняемых организацией (она может заниматься одним видом деятельности, двумя и более), ее административно-территориальной принадлежности (республиканской, областной, районной, городской, сельской), организационного уровня, свидетельствующего о том, является организация центральным, территориальным органом, подчиненным центральному, или первичной структурой. Прежде всего к источникам комплектования должны быть отнесены республиканские общественные организации. Для общественных организаций характерно наличие одновременно нескольких объединений, выполняющих схожие функции. Поэтому при отборе источников комплектования госархивов необходимо использовать и такой критерий, как количественное представительство однородных организаций на данной территории. Например, только в Алматы действует несколько десятков общественных организаций, специализирующихся на благотворительных акциях для населения, пострадавшего от последствий ядерных взрывоа в Семипалатинском полигоне. На госхранение целесообразно принять документы только наиболее значительных из них. Принимая во внимание, что большинство общественных организаций отличаются низкой культурой делопроизводства, следует оценить их деятельность также в документоведческом плане. Для этого применим критерий: характер и полнота документирования основных функций, полнота состава документов. В работе с документами общественных организаций используется также такой критерий, как отражение деятельности организации в документах вышестоящих структур, государственных учреждений. Например, финансовая деятельность всех республиканских благотворительных фондов отражается в материалах налоговой службы, а регистрационные документы республиканских общественных организаций откладываются в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Эти моменты необходимо учитывать при отборе на госхранение документов общественных организаций. Вышеназванные критерии определения источников комплектования среди общественных организаций применяются комплексно. Государственные архивы могут также комплектоваться документами личного происхождения. Архив ведет список физических лиц – источников комплектования архива. Правила работы государственных архивов Республики Казахстан определяют следующие критерии отнесения физических лиц к числу источников комплектования: роль фондообразователя в государственной деятельности, в развитии науки, культуры и в других областях общественной жизни; роль фондообразователя как участника, свидетеля значительных событий в жизни общества; родственные, дружеские и творческие связи фондообразователя; состав и содержание собранных гражданином документов. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Какими критериями можно руководствоваться для отнесения организаций негосударственной формы собственности к числу источников комплектования государственных архивов? 2. Объясните особенности применения указанных выше критериев для данного типа организаций-источников комплектования. 3. Раскройте специфику общественных организаций как источников комплектования государственных архивов. 4. Сформулируйте критерии отнесения общественных организаций и граждан к числу фондообразователей государственных архивов.
|