Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия.
1. Отличается механизм установления равновесия. На рынке действует саморегулирую- щий процесс установления равновесия с помощью механизма свободных рыночных цен, т.е. с помощью цен, уравновешивающих спрос и предложение. 2. Спрос и предложение общественных благ отличаются от спроса и предложения частных благ. Для частных благ объём спроса = сумме спроса индивидуумов при данной цене; кривая спроса – сложение объёма спроса при каждой цене вдоль горизонтальной оси. В случае общественного блага все должны потреблять один и тот же объём; кривая спроса есть сумма спроса на каждую единицу блага вдоль вертикальной оси. С помощью цен можно точно и мобильно выявить предпочтения и вкусы потребителей частных благ. Для общественных благ это сделать сложно, т.к. спрос на общественные блага зависит от готовности потребителя платить за общественные блага. Предельная полезность = готовность платить за дополни- тельную единицу. Он выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, общественных опросов и т.д. Равновесный объём общественных благ находится в точке пересечения кривой предельной полезности с предельными затратами. 3. Отличия в предложении. Поскольку все потребители должны потребить определённый объём общественных благ целиком, то при любом объёме предложения объём потребления = предложению. Предложение общественных благ, как правило, осуществляется на коллективной основе, сетью государственных или муниципальных предприятий или общественно-добровольческими организациями. 4. В общественном секторе равновесие устанавливается главным образом с помощью целенаправленной бюджетно-финансовой политики (бюджетно-финансовый механизм» ценовому механизму в рыночном равновесии). Равновесие в общественном секторе называют также бюджетным равновесием. 5. Рынок: коммерческий принцип соотношения частных затрат и частных выгод. Общество: принцип соотношения социальных затрат и социальных выгод. Приоритет отдаётся социальным критериям над экономическими. 6. Разрыв во времени между оплатой населением общественных благ с помощью налогов и их использованием. Затраты на общественное благо отдалены от выгоды. 7. Рынок: однородность частичных равновесий. Общество: специфические особенности частичных равновесий. Они определяются тем местом, которое занимают общественные блага на шкале между чистым общественным благом и чистым частным благом. P.S. при анализе общего равновесия в общественном секторе необходимо знать особенности частного равновесия соответствующего вида общественного блага.
26. Специфика формирования спроса чистых и смешанных общественных благ.
В общественном секторе так же, как и в рыночном, существует спрос и предложение общественных благ, которые значительно отличаются спроса и предложения на частные блага. Отличия спроса: 1) кривая спроса на частное благо получается путем сложения объема спроса для каждой цены (Р) вдоль горизонтальной оси, а кривая спроса на общ. блага есть сумма спроса на каждую единицу такого блага вдоль вертикальной оси. 2) При рыночном спросе на частные блага с помощью цены становится возможными точное и мобильное отслеживание и учет предпочтений и вкусов потребителя, но отсутствие рыночного спроса на общ. блага создает трудности выявления предпочтений потребителей этих благ. Спрос на общ. блага зависит от готовности потребителей платить за обществ, блага и выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, избирателей - налогоплатильщиков, общественных опросов, а также метода аналогии с рыночными ценами. Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное кол-во данного товара по одной и той же рыночной цене. В отношении общественного блага дифференциация запросов заключается в дифференциации той платы, за которую благо в равном кол-ве достается разным потребителям.
Кривые индивидуального спроса (готовности платить за соответствующую единицу блага) Д1, Д2, ДЗ отражают некоторые из возможных позиций потребителей в отношении конкретного блага. Пусть оно производится в кол-ве равном О* и потребляется тремя индивидами. В этом случае оптимальным было бы такое распределение финансового бремени, при котором один из потребителей уплачивал бы «цену», равную Р1, второй- «цену»Р2, а 3-ий получал бы компенсацию за неудобства, которые он вынужден терпеть, «пользуясь» благом, имеющим для него отрицательную полезность. Размер компенсации должен быть равен «цене» РЗ., а её источником служила бы часть платежа двух первых индивидов. Индивидуальному потребителю достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить, причем оптимум достигается в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов = альтернативной стоимости ресурсов, которые нужны для получения единицы общественного блага. Если все потребители будут оплачивать общественное благо по одинаковой «цене» Р' (Р'< Р1, Р'> Р2), приращения функций полезности двух первых индивидов не будут равными и окажутся достигнутыми за счет третьего индивида, благосостояние которого ухудшится. Производство общественного блага при этих условиях повлечет за собой неявное перераспределение. Цены, точно отражающие дифференциацию норм замещения, в идеале могут служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, принято называть равновесием Линдаля., а сами эти «цены»-ценами Линдаля.
|