Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии.
Представительная демократия – это делегирование и передача гражданами с помощью выборов своих полномочий доверенным лицам в органах власти, тем самым осуществляется волеизъявление граждан при принятии государственных решений не по отдельным вопросам, как при прямой демократии (референдум), а по альтернативным соц-эконом. программам. Модель представительной демократии ставит ряд вопросов, касающихся поведения участников голосования: 1) Каким образом избиратель получает информацию о вероятных действиях партий? и 2) Что определяет будет он вообще голосовать или нет? В процессе поиска информации о партиях избиратель несет издержки, поэтому если он действует исходя из своего собственного интереса, он скорее всего откажется от участия в избирательном процессе. Кроме того мысль, что его голос не будет решающим также не будет способствовать желанию проголосовать. Однако индивидумы не всегда действуют из своих собственных интересов, а понимают, что демократия не может функционировать, если в голосовании не будут участвовать много людей. В этом случае общественные интересы доминируют, как правило в его сознании. Кроме того, возможны разнообразные общественные санкции, которые приводят к высокому уровню участия. Сразу оговоримся, что на самом деле избирателям не приходится собирать информацию о кандидатах, поскольку они сами, беря на себя все издержки предоставляют ее: Через СМИ, путем организации массовых публичных мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов. Предвыборная агитация РФ предусматривает выступления, интервью, пресс-конференции, круглый стол, горячую линию, политическую рекламу. Понятно, что все это требует огромных затрат которые будут компенсированы лишь для победивших партий путем проведения с их стороны лоббирования интересов поддерживающих их финансовых групп. Соревнование партийных программ осложнено ассиметрией между правящей и оппозиционными партиями, поскольку, как правило, избиратели предпочитают голосовать за первую в связи с прохождением ей испытания недавней практикой, в то время как о вероятной деятельности оппозиции можно делать выводы только из их заявлений о намерениях. Отметим, что у правящей партии есть мощный административный ресурс для проведения предвыборных популистских действий. Например, она может проводить меры по уменьшению безработицы, которые в будущем скорее всего приведут к повышению темпов инфляции, но за счет временного лага общество чувствует улучшение в краткосрочном периоде, что позволяет повысить рейтинг правящей партии. В избирательной практике используют и такой прием – предоставляют пакет программ, который предусматривает для одних избирателей как основные, а другие как программы с нагрузкой, т.е. дополнительные, а для др. избирателей наоборот. Исход из российской практики можно сказать, что за коммунистический блок голосуют избиратели из районов в которых преобладает аграрная ориентация, а промышленность представлена обрабатывающими и перерабатывающими отраслями, являющимися в некоторой степени депрессивными, а территории с развитыми добывающими отраслями, обладающими высоким экспортным потенциалом коммунистическим настроениям подвержены слабо. За правых голосуют территории с высокой степенью урбанизации, с высокой долей населения с высшим образованием, высокой социальной и психологической мобильностью, обладающих работой. За партии национал -патриотического толка голосуют В основном военнослужащие, проживающие как правило в портовых пограничных территориях.
|