Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценообразование на олигопольном рынке общественных благ.
Установление предела повышения цен в естественной монополии является одной из форм государственного контроля над ценами. Существуют возможности непосредственного воздействия на цены. В практике естественных монополий широко распространено установление регулируемых дифференцированных цен (дискриминация цен) в зависимости от внеплановой и пиковой загрузки производственных мощностей. Примером может служить дифференциация тарифов на электроэнергию в период пикового спроса. С помощью политики лицензирований (квотирования) и установления минимально-допустимой цены выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения (цен на конкурентном рынке), государство гарантирует устойчивость материального положения высококвалифицированных специа- листов и не допускает ценового бремени потребителей, т. е. предотвращает злоупотребление монопольным и олигопольным положением на рынке этой категории работников в сфере ценообразования. В силу специфики рынка услуг работников свободных профессий не обнаруживается сколько-нибудь сильная тенденция к дерегулированию цен. В качестве примера можно привести особенности ценообразования на рынке медицинских услуг. Ценовая политика в общественном секторе не ограничивается регулированием цен естественных монополий. Ценовой механизм широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены (для учета и включения экстернального эффекта в цены) товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Отрицательный внешний эффект, представляющий собой общественные издержки, возникающие в связи с вредными производственными воздействиями на окружающую среду или связанные с вредными привычками (потребление алкоголя, табачных изделий, азартных игр), учитывается в цене с помощью налогов (так называемые налоги Пигу). К ним относятся экологический налог, акцизы на алкоголь и табачные изделия. Внешний положительный эффект, вызванный общественной выгодой, получаемой третьими лицами, не участвующими непосредственно в хозяйственной сделке, учитывается в цене с помощью субсидии. Например, это — выгоды, получаемые обществом в целом от роста уровня образования индивидов, укрепления их здоровья, расширения культурного кругозора. Поскольку внешние издержки выше частных, а общественная выгода больше частной, то с помощью механизма их учета в цене создаются стимулы к охране окружающей среды, рациональному потреблению населения, развитию производства социально значимых благ и услуг, более содержательным становится использование свободного времени.
|