Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы экономического федерализма.
Ресурсы общественного сектора находятся в распоряжении не только центральных, но и территориальных (региональных, местных) органов. Для осуществления своих функций каждый из них располагает собственным бюджетом. В России и других федеративных государствах субъекты федерации пользуются широкими бюджетным правами, в унитарных государствах права административно-территориальных образований, как правило, не столь значительны. Однако некоторая самостоятельность если не в определении источников доходов, то в аллокации расходов характерна для всех вариантов и уровней самоуправления территорий По сути, именно способность в некоторых пределах распоряжаться ресурсами общественного сектора делает впасть территориальных органов реальной. Вместе с тем значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти Решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на бюджетную политику регионов. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджет формируются в преобладающей степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой по мощи из общенационального бюджета. Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня Объяснить эти взаимоотношения и определить путь их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма Этот термин применяется и в отношении стран, федерациями не являющихся. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства В той мере, какой децентрализованное в территориально разрезе распоряжение общественными ресурсам не сводится к реализации бюджетных полномочий (так, например, регионы могут владеть собственными предприятиями), бюджетный федерализм составляет аспект более широкого понятия, именно экономического федерализма, впрочем, аспект наиболее важный, определяющий. Экономические взаимоотношения между федерацией ее субъектами, а также органами местного сам. управления неизбежно испытывают влияние многообразных исторических, географических, политических этнокультурных факторов Несомненно, не все, что имеет место в таких взаимоотношениях, исчерпывающим образом отражается в мод. лях и положениях теории бюджетного федерализма, особенно если это вводные положения, которые рассматриваются в настоящем главе Однако экономическая теория открывает возможности выделять те тенденции, которые в наибольшей степени отвечают идее рационального выбор форм децентрализации, масштабов самоуправляемых территориальных единиц, механизмов пополнения и расходования их счетов. Теория позволяв понять, при каких условиях эти тенденции получают развитие и какие факторы способны ограничивать их действие.
|