Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг результативности воспитательной работы с детьми и родителями младших школьников






Под результативностью или эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики. В настоящее время не существует единой программы определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе.

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг) Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.)

  1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.
  3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
  5. В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).
  6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
  7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.
  8. Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.
  9. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.
  10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

Как известно изучению личности воспитанника и коллектива, в котором он развивается, предъявляются определенные требования:

  • направленность на выявление способностей развития ученика;
  • оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик;
  • исследование в течение всех лет обучения и воспитания учащихся;
  • направленность на решение педагогических задач;
  • педагогический оптимизм;
  • учет возрастных особенностей;
  • охват всех обучающихся;
  • систематичность и комплексность.

Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и

достоверность результатов.

Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его

плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации.

Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность.

Следует также помнить, что большинство существующих методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так как каждая школа имеет свою специфику, то при изучении результатов работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический.

Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей).

Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом.

Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметоммониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.

Оценка результатов воспитания и обучения через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, которые формируются именно в школьные годы.

Основная цель мониторинга заключается ввыявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.

Основные задачи мониторинга:

  • разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации;
  • сбор информации;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
  • создание информационного банка;
  • выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
  • совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива

школы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал