Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мониторинг результативности воспитательной работы с детьми и родителями младших школьников
Под результативностью или эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики. В настоящее время не существует единой программы определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе. Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг) Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.)
Как известно изучению личности воспитанника и коллектива, в котором он развивается, предъявляются определенные требования:
Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации. Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность. Следует также помнить, что большинство существующих методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так как каждая школа имеет свою специфику, то при изучении результатов работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический. Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей). Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметоммониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника. Оценка результатов воспитания и обучения через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, которые формируются именно в школьные годы. Основная цель мониторинга заключается ввыявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы. Основные задачи мониторинга:
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
школы.
|