![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей. Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного потенциала семьи – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа классного руководителя по организации этой деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем воспитания. Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника – все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей. Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания. Проблема сотрудничества семьи и школы всегда содержала много вопросов, поскольку в обществе были сформированы неправильные установки на самостоятельный процесс сотрудничества. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы – это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно. Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает семья. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника. Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развивается личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Только рядом с взрослым, признающим в ребенке “внутреннего человека”, уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей полноте. Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей позвонить осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием младших школьников в семье. При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, которая бы способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного воспитания. Как было сказано выше, что школа и семья должны работать совместно, т.к. у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Поэтому большую роль в данной системе взаимоотношения играют отношения между учителями и родителями На формирующем этапе могут быть поставлены следующие задачи: 1) Организация совместной деятельности родителей и детей младшего школьного возраста. 1. Организационный этап состоит из следующих этапов: 1) Для эффективного воспитания младших школьников необходимы совместные усилия учителей, родителей и всех административных ресурсов муниципальных образований. работе детских, культурно-просветительских, спортивных учреждений. 3) Распространение самыми разными способами опыт лучших учителей и семей. 2. Педагогическое просвещение родителей: 1) Педагогическое просвещение проводится по поселенческим зонам, детским учреждениям, культурным центрам. 3. Приобщение младших школьников народным обычаям. Формы связи семьи и школы весьма разнообразны. Наиболее оправдавшими себя можно считать регулярное посещение школы родителями, а учителями – своих учеников, или совместные родительско-учительские собрания. При таком общении те и другие лучше познают индивидуальные особенности школьников, то даёт возможность найти наиболее правильный метод воспитания каждого ребенка в отдельности, определить его способности и наклонности. Это помогает правильно налаживать учение и воспитание детей. Многие учителя используют в своей практике проведение совместных праздников, викторин, вечеров с родителями. Это сближает пап и мам с детьми, с родителями другими, с учителем, а в детской среде воспитывает дух коллективизма, единой целой школьной семьи. Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Общешкольные собрания способствуют сплочению родителей в единый, целеустремленный коллектив, повышают ответственность каждого родителя за осуществление общих задач, стоящих перед школой, распространяют положительный опыт обучения и воспитания детей в семье. Поэтому посещение общих собраний родителями всех классов обязательно. Работа родительского комитета. В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Индивидуальные беседы и консультации.
|