Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса в воспитании личности младшего школьника






Сущность педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
позволяет рассматривать его как ключевое условие воспитании личности младших школьников. Оно является мощным фактором качественного решения учебно-воспитательных задач, повышения сознательной ответственности семьи и школы за развитие подрастающего поколения, консолидации соответствующих усилий учителей и родителей. Обеспечивает гуманность и непротиворечивость педагогических целей, средств и методов, применяемых в рамках школьной и семейной системы воспитания, а также создает предпосылки для оптимизации межличностных отношений в семье, в ученическом коллективе, между педагогами, учащимися и их родителями.

Создает возможности для расширения социальных контактов учащихся и освоения школьниками моделей эффективного взаимодействия в социуме. Организация эффективного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на воспитании личности младших школьников, обеспечивается следующими условиями:

- ценностно-целевое единство и активное сотрудничество взрослых участников образовательного процесса, ориентированное на обогащение социальных связей школьников;

- целенаправленная реализация субъектами педагогического взаимодействия
следующих функций: административных (общее руководство педагогическим
взаимодействием, организация, контроль и координация совместной деятельности по формированию социального опыта учащихся); социально-психологических (консультативное, диагностическое и методологическое сопровождение педагогического взаимодействия участников образовательного процесса); педагогических (подготовка участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию по вопросам формирования социального опыта учащихся; обеспечение учащимся возможностей для освоения моделей эффективного взаимодействия с социумом), родительских (обеспечение обратных связей, сотрудничество с педагогическим коллективом по вопросам формирования социального опыта детей);

- организация психологического и социально-педагогического просвещения учителей и родителей, включение их в тренинговые и игровые формы взаимодействия и т.п., контекстно связанные с целями, содержанием и способами формирования социального опыта младших школьников и обеспечивающие становление у взрослых участников образовательного процесса готовности к педагогическому взаимодействию;

- ориентация содержания педагогического взаимодействия на интериоризацию детьми социальных ценностей и норм поведения, моделирование ситуаций социального взаимодействия, организация совместной деятельности детей и взрослых (творческой, познавательной, коммуникативной и т.д.), предъявление взрослыми (педагогами и родителями) примеров конструктивного взаимодействия с окружающими, в совокупности обеспечивает становление у учащихся опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

- внедрение в систему работы образовательного учреждения специального структурного подразделения, деятельность которого будет направлена на оптимизацию взаимодействий между школой и семьей, внутри педагогического коллектива, ученического коллектива, коллектива родителей с целью формирования социального опыта младших школьников.

Эффективность воспитании личности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия оценивается по следующим критериям:

(а) конструктивные отношения между детьми и педагогами, детьми и родителями, внутри ученического коллектива;

(б) навыки сотрудничества с окружающими;

(в) эмоционально-позитивное психологическое состояние в школе и дома.

Соответствующими критериальными показателями выступают:

а) взаимопомощь, вежливость в отношении сверстников и взрослых на переменах и внеклассных мероприятиях; вежливость в отношении родственников, помощь родителям по дому и т.п.; дружелюбие и доброжелательность, способность договариваться;

б) активное участие в коллективных делах; способность к эффективной совместной деятельности, к достижению общих целей взаимодействия;

в) благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе (основной критериальный показатель - низкий уровень тревожности во взаимоотношениях с одноклассниками), хорошее самочувствие детей в учебном процессе, их удовлетворенности взаимоотношениями с учителями (основной критериальный показатель - низкий уровень

тревожности во взаимоотношениях с учителями), хорошее самочувствие детей в семье, их удовлетворенности семейными отношениями, своей позицией в семье (основной
критериальный показатель - восприятие морально-психологического климата в семье как благоприятного).

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал