![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия, категорииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Разделы спецпсихологии Разделами специальной педагогики и психологии являются: Дефектология (спецпсихология и коррекционная педагогика)
ПРЕДМЕТ: изучение психологических особенностей детей с ОВЗ (т.е., как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях)
СОГЛАСНО ТИПОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ СКОУ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ: 1-я категория: дети с нарушением слуха: - неслышащие дети (6 чел.)- I вид; - слабослышащие и позднооглохшие (6-10) - II вид. 2-я категория - дети с нарушениями зрения: - незрячие, (8чел) - III вид; - слабовидящие (12 чел) - IV вид; 3-я категория – дети с тяжелыми нарушениями речи (12 чел) - V вид. 4-я категория – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (10 чел) - VI вид. 5-я категория с нарушенями интеллекта - дети с ЗПР (12 чел) - VII вид; - дети с умственной отсталостью (12 чел) - VIII вид. Ненормативные: - дети с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения (дети с эмоциональными нарушениями: РДА; детская форма шизофрении; дети с нарушениями поведения: психопатоподобное поведение) - IХ вид; - дети со сложной структурой дефекта развития (5 чел): глухие с УМО, ДЦП в сочетании с глухотой и т.д. - Х вид. Есть только классы в соответствующих школах
СПиП связана с клиническими, педагогическими и психологическими науками. ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ КОМПЕНСАЦИЯ - (от лат. compensatio - возмещение, уpавнивание, уpавновешивание) - сложный многообpазный пpоцесс пеpестpойки функций оpганизма пpи наpушениях или утpате каких-либо функций вследствие пеpенесенных заболеваний или тpавматических повpеждений, напpавленный на испpавление наpушений pазвития на основе замещения, фоpмиpования иных способов действий. КОPPЕКЦИЯ - это система педагогических сpедств, напpавленных на испpавление или ослабление недостатков физического и психического pазвития детей. Она стpоится на основе использования компенсатоpных возможностей pебенка. PЕАБИЛИТАЦИЯ - возвpащение и включение детей в социальную сpеду посpедством коppекционно-воспитательной pаботы. Пути достижения pеабилитации: устpанение или смягчение психофизических недостатков человека, оpганизация специального обучения, пpофессиональная подготовка. АБИЛИТАЦИЯ — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено. АДАПТАЦИЯ - особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. ИНТЕГРИРОВАННОЕ (включенное, совместное) обучение - обучение и воспитание детей с ОВЗ в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при создании соответствующих условий в едином образовательном пространстве. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития общего образования, который обеспечивает возможность всем без исключения учащимся получать образование, участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, высших учебных заведений. РЕТАРДАЦИЯ - (замедление, отставание), незавершенность этапов развития.
CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМЕ Статистическая норма — это то, что соответствует средним качественно-количественным показателям, т.е., средне арифметическая величина. 68% лиц данной возрастной категории, пола соответствует средне статистической норме. Функциональная норма - это индивидуальная норма развития. Возможности, желания и умения человека должна отвечать требованиям общества. Принято считать ребенка нормальным: а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста; б) когда ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными свойствами, способностями и возможностями, способен к интеграции и преодолению отрицательных влияний со стороны собственного организма и окружения; в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества. Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков. Идеальная норма — это высший уровень функциональной нормы.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (Г.М.Дульнев, А.Р.Лурия). 1 — нормальная работа головного мозга и его коры. 2 — нормальное физическое развитие ребенка. 3 — сохранность органов чувств. 4 — систематичность и последователь-ность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
|