![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины возникновения отклонений от нормы
Различают врожденные и приобретенные аномалии развития. 1.Врожденные аномалии являются следствием влияния различных вредных факторов на развивающийся плод во внутриутробном периоде: 2.Приобретенные детские аномалии возникают вследствие различных вредных влияний на организм ребенка во время родов и в послеродовый периоды развития. 3.Нервно-соматический фактор: эмоциональная неустойчивость, вегетативная дистония, нарушения сна, нарушения обмена веществ, общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма, минимальная мозговая ослабленность, психомоторные нарушения. Синдром органического дефекта в детском возрасте был описан Гельницем под названием органического дефекта. Это обобщенное понятие различных по этиологии функциональных и патолого-анатомических нарушений центральной нервной системы, возникающих в процессе ее развития и приводящих к более или менее выраженным отклонениям в развитии ребенка. На медицинском языке их называют одним общим понятием «энцефалопатия» (от греч. encephalos — головной мозг и pathos — страдание).
Задачи специальной психологии подразделяются на 2 группы: теоретические и практические. Основная теоретическая задача специальной психологии – изучение механизмов формирования нарушений психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья и компенсации: -чем развитие аномального отличается от здорового; -различия между детьми, имеющими разные дефекты; -механизмы преодоления (компенсации) имеющихся у детей нарушений. В.И.Лубовский – самый выдающийся теоретик. Практические задачи специальной психологии: -психологическая диагностика; -психологическая коррекция. Задачи психологической диагностики – изучение различных категорий детей с отклонениями в развитии (начинал еще Бехтерев). Психологическое консультирование и психологическая профилактика (в стадии становления). Нерешенные вопросы: -нет системы ранней диагностики (от 0 до 3-х лет); -нет специально разработанной диагностики для детей с разными отклонениями в развитии. Традиционно была разработана для умственно отсталых детей. В результате всех мы изучаем по одной и той же методике. Дифференциация методов диагностики. -проблема изучения личности у детей с отклонениями в развитии. Психология существовала для педагогики. Сегодня не только обучить, а адаптировать их к окружающему действительности. Личность аномального ребенка не изучалась, а изучались процессы памяти, восприятия и др. Методы приема, изучения диагностики личности. Задачи психологической коррекции: Все что касается психологической коррекции разработано мало и плохо, так как считалось чужим зарубежным. В 1989 г. произошел переворот. Обратили внимание на коррекцию, как необходимую составную часть деятельности специальных учреждений, но наработано мало. Направления коррекции: - консультирование родителей и педагогов специальных учреждений для выработки правильных подходов к ребенку. - разработка индивидуальных коррекционных программ в работе с ребенком. - Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа, включающая тренинги, психотерапию, суггестию, арттерапию, игровую терапию.. Мы занимаемся вторичной профилактикой Дети с нарушением интеллекта включает 2 группы детей: дети с ЗПР и умственно отсталые. Нормативные документы: закон «Об образовании» РФ. Международные нормы в области прав и свобод личности принято называть международными стандартами.
Модально неспецифические — это те особенности, которые свойственны всем детям с ОВЗ, независимо от варианта дизонтогенеза: — особенности психического развития; — замедленные переработки информации; — замедленный процесс формирования понятий и представлений; — трудности словесного опосредования; — замедленное и ограниченное восприятие; — недостатки развития моторики; — недостатки речевого развития; — недостатки развития мыслительной деятельности; — недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; — пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; — недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). — переживание дефекта — характерное снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; — трудность словесного опосредования; — замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Модально специфические, которые характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.
|