Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра в мяч
Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом. Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера. Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий. 5. Игра «Уложим мишку спать» Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому. Оборудование: мягкая игрушка — мишка, детская кроватка. Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!» Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку — «баю-бай». Игру можно повторить с другим мишкой, предоставив ребенку больше самостоятельности. 6. Игра «Угостим кукол чаем» Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки). Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник). Ход игры: взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей». При затруднении используются действия по показу. В конце игры взрослый называет предметы посуды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай». В конце игры взрослый произносит потешку: Чайник на столе поставим, Блюдца, чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать! 7. Игра «Паровозик» Цель: вызывать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить предметно-игровым действиям с ним. Оборудование: паровозик, рельсы. Ход игры: взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!» Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался. Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам. 8. Игра «Кукла идет на прогулку» Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, выполнять предметно-игровые действия. Оборудование: кукла. Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно». Предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: «Одеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки! Надеваем шапку на голову. Вот так, шапку надели! Кукла собралась на прогулку, может идти гулять». В целях закрепления у ребенка представлений об одежде игра повторяется с другой куклой, предоставляя ребенку возможность самостоятельно действовать. 9. Игра «Дорожка для зайчиков» Цели: вызывать интерес ребенка к конструктору и строительным играм. Оборудование: кирпичи, машина. Ход игры: взрослый сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика, он пойдет к другому зайке в гости. Предлагается нагрузить машину кирпичиками и подвести ее к домику зайчика: «Давай построим дорожку для зайчиков». Взрослый показывает ребенку, как нужно выкладывать кирпичики друг за другом. При затруднении предлагает ребенку действовать по показу. Затем дорожка обыгрывается — зайчик идет по дорожке в гости. 10. Игра «Выбери игрушку» Цели: учить детей выделять игрушки среди других предметов, действовать с ней и называть ее. Оборудование: игрушки, одежда, посуда и др. Ход игры: взрослый предлагает детям выбрать среди различных предметов игрушку, с которой можно поиграть. Каждый ребенок подходить к столу, называет игрушку и показывает игровое действие с ней. При этом взрослый комментирует ситуацию: «Молодец, Петя! Ты выбрал матрешку, с ней играют, это игрушка!» Раздел 2 Игры, направленные на физическое развитие Развитие и коррекция общих движений 1. Игра «Соберем колечки» Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве. Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками. Ход игры: взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз, два, три» взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова. Для этих же целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубики в коробке и т.д. 2. Игра «Сходим к мишке в гости» Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие. Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1, 5— 2 м с зацепами, мягкая игрушка — мишка. Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20—30 см, затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша. 3. Игра «Доползи до игрушки» Цель: стимулировать у ребенка навык ползания. Оборудование: яркая, красочная, новая игрушка. Ход игры: взрослый показывает игрушку ребенку на расстоянии 3 м, побуждает ползти и достать игрушку. Если навык ползания только формируется, взрослый подходит к ребенку, помогает ему ползти, подставляя руки под стопы ребенка, тем самым давая дополнительную опору для толчка. Когда ребенок справился с заданием, взрослый эмоционально хвалит его, обыгрывает игрушку. 4. Игра «Цыплята и наседка» Цель: учить детей подлезать под препятствие, действовать по сигналу, развивать мышцы живота, спины, ног. Оборудование: веревка, натянутая на высоте 50 см от уровня пола, домик цыплят, шапочки цыплят на каждого ребенка, шарики. Ход игры: взрослый собирает детей за веревкой, надевает шапочки-маски цыплят на детей, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зер-нышки. Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого «большая птица!» дети прячутся в домик. Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей. Затем роль птицы можно дать активному ребенку. 5. Игра «Проползем по мостику» Цель: совершенствовать навык ползания. Оборудование: гимнастическая скамейка, одинаковые игрушки (например, погремушки) по количеству детей в яркой коробке. Ход игры: вариант 1. взрослый приносит красивую коробку, привлекает внимание детей к ее содержимому (гремит). Ставит коробку на противоположный от детей конец скамейки, предлагает детям проползти через «речку по мостику», опираясь на ладони и колени по гимнастической скамейке, достать коробку и взять игрушку. В конце игры взрослый хвалит ребенка. Вариант 2. Взрослый предлагает ползти по скамейке, подтягиваясь на руках, если ребенок не справляется, можно подставлять руки под стопы ребенка, создавая опору. 6. Игра «Догони мяч» Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной Руке в зависимости от размера мяча. Оборудование: мячи разных размеров. Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д. 7. Игра «Карусель» Цель: развивать вестибулярный аппарат, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч. Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за обруч и побегать под слова потешки: Еле-еле, еле-еле, Закружились карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз — два, раз — два, Вот и кончилась игра. Игру можно продолжить, меняя направление. Можно организовывать подобные игры-упражнения на приседание, поднятие на носочки, держась за об- 8. Игра «Самолетик» Цель: развивать навык бега. Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в самолетик — полетать: «Беги ко мне, будем летать!» Малыш бежит в объятия взрослого, который подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов как самолетик и ставит на землю. Во время движения взрослый имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторять его: «У-у-у-у!» Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе. 9. Игра «Спрячем зайку в домик» Цель: учить ребенка ходить по ограниченному пространству. Оборудование: длинный кусок обоев, зайка, домик из конструктора. Ход игры: на полу стелится кусок обоев. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке — зайке: «Зайка потерялся, помоги зайке по тропинке добраться до домика» По такому же принципу проводятся игры: «По извилистой дорожке», «Через ручеек» (ходьба по гимнастической скамейке). При этом взрослый использует потешку: Ты по мостику пройди, Ножки ты не намочи. 10. Игра «Будем мыться» Цель: учить детей перешагивать через препятствие. Оборудование: большой ящик, детская мочалка, ковшик. Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас мы будем мыться». Побуждает ребенка залезть в ящик. Изображает, что он моет ребенка мочалкой, поливает из ковшика, произнося при этом потешку: - Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги — вправо, брызги — влево, Будет чистым наше тело! 11. Игра «Поймай комара» Цель: учить детей дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на двух ногах. Оборудование: палочка со шнурком, на конце которого привязан предмет (комар). Ход игры: взрослый стоит в кругу детей, показывает комара, покачивает палочкой над головами детей, побуждает их потянуться, встать на носочки, подпрыгнуть, достать комара. Можно проводить аналогичные игры: «Поймай птичку» (Птичка полетела, на головку к деткам села); «Поймай рыбку»; «Достань яблочко» и т.д. Развитие и коррекция ручной моторики 1. Игра «Кати мяч» Цель: развивать координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным приемам игры в мяч (учить детей прокатывать мяч ДРУГ другу или взрослому, учить отталкивать мяч при катании), учить ориентироваться в пространстве. Оборудование: мяч средней или большой величины. Ход игры: один ребенок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и 30 говорит: «Лови!», побуждает детей катить мяч друг другу. 2. Игра «Кати в ворота» Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развитие координации движений рук. Оборудование: мяч средней величины, ворота. Ход игры: взрослый показывает, как нужно прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия. Аналогично организуется игра «Сбей кегли». 3. Игра «Лови мяч» Цели: учить ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции. Оборудование: мячи разной величины. Ход игры: взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки ребенка, ловит, действуя руками ребенка. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы. В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его. 4. Игра «Целься и кидай» Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах. Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом, и маленькие мячики-липучки. Ход игры: детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей; когда кончаются все шарики, дети подходят к доске, отрывают их, собирают в корзину, игра продолжается несколько раз. Аналогично организуются игры: «Попади в корзину», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки. 5. Игра «Попади в цель» Цель: учить малыша захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие. Оборудование: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметр 5—7 см), детское баскетбольное кольцо. Ход игры: 1. Взрослый показывает ребенку пластмассовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину. 2. После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: «Та-нюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо». После каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!». В конце игры все шары собираются в корзину. 6. Игра «Дудочка» Цель: учить малыша содружественному движению рук и пальцев: учить выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, учить удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами обеих рук. Оборудование: простой карандаш (лучше с ребрами). Ход занятия: взрослый показывает ребенку карандаш и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь как дудочка — ду-ду-ду! Я научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук), вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду» мы играем во ду-ду» (можно раскачивать в такт головой). Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ребенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша, захват пальчиками, удерживание карандаша пальцами на уровне лица. В конце игры взрослый хвалит ребенка. 7. Игра «Самолетик—самолет» Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому. Ход игры: взрослый показывает, как играть в «самолёт»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок: Самолетик-самолет Отправляется в полет Жу, жу, жу, Жу, жу, жу, Постою и отдохну. Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо, влево и выдох. Встает прямо, опустив руки. 8. Игра «Шумит лес» Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому. Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см). Ход игры: взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышатся от ветра веточки. Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточ ками — это наши листочки, а твои ручки — это веточки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся — вот так, как деревья за окном». Взрослый читает стишок: Дует ветер, задувает, наши веточки качает, Вот как, вот как наши веточки качает. Дует ветер, задувает! У-У! У-У! 9. Игра «Покатаем кукол на машине» Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе. Оборудование: машина (большая), две куклы. Ход игры: взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу вложить веревочку в руку со словами: «Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет: би-би-би!» Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками: Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би, Им понравится кататься: би-би-би, би-би-би! Я веревочку держу, кукол я катаю, На машине им кататься нравится, я знаю! Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка. В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!» 10. Игра «Упирайся как бычок» Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, Удерживаясь обеими руками за обруч. Оборудование: обруч. Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает ему взяться руками за обруч, осто- 2* 35 рожно подтягивая его на себя. При этом проговаривается потешка: Упирайся как бычок и не падай на бочок! Крепче ручками держись! Ты за обруч ухватись! В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!» Развитие и коррекция мелкой моторики 1. Игра «Бабушкины очки» Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы. Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела И внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого. 2. Игра «Вышел пальчик погулять» Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия. I Оборудование: стол и два стула, лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки). Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка: Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ, Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ. Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ, А четвертый только раз — топ, Вот большой спешит по кочкам, Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ. Повторяем наш рассказ! Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ». 3. Игра «Здравствуй, пальчик» Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место. Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши. Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки. 2. Далее взрослый обводит карандашом ладонь ре 3. Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами 4. Игра «Зайчики—пальчики» Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки), а большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец. Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Локоть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки: Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит! Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здравствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ребенка). В конце игры взрослый спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца. 5. Игра «Ворона» Цель: учить развивать содружественные движения пальчиков (по два), соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безымянный палец и мизинец должны находится в сомкнутом состоянии. Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке): Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить, Игру можно повторять с чередованием рук. В конце игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками. 6. Игра «Пошумим» Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами. Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера. Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать камушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму. 7. Игра «Силачи» Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок). Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указательный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придерживает палец ребенка). После того, как удалось «зацепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Проговаривается потешка: Пальчик сильный у Антоши, вот какой, вот какой! Будет мериться он силой и с зайчишкой, и со мной! 8. Игра «Перчатки» Цель: учить противопоставлять и выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка). Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает пальчикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик!» (можно соединять пальчики одной руки). 9. Игра «Сделаем бусы» Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов. Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце. Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно нанизывать бусы на шнурок. В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, полюбоваться в зеркало. 10. Игра «Поиграем, потанцуем» Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки. Оборудование: детское пианино, кукла. Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно. При звучании инструмента взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку. Формирование зрительно-двигательной координации 1. Игра «Варим кашу» Цель: учить захватывать мелкие предметы, удерживать ложку и совершать вращательные движения. Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горошком. Ход игры: взрослый предлагает варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горошком и «нечаянно» рассыпает его на пол. «Антона, горох просыпался, помоги тете собрать горошек в кастрюльку.» Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепоточкой). «Молодец Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу». После того, как горошины собрали в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!» 2. Игра «Клубок для котенка» Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок. Оборудование: клубок, игрушка — котенок (на конце нитки привязана игрушка). Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с котенком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом взрослый обращает внимание ребенка на приближающуюся игрушку. При затруднениях используются совместные действия. 3. Игра «Рисуем клубок» Цель: учить ребенка удерживать карандаш, выполнять специфические предметные действия - рисовать карандашом (фломастером). Оборудование: два листа бумаги с аппликацией котенка, карандаши. Ход игры: взрослый предлагает ребенку рассмотреть аппликацию и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!», показывает, как рисовать клубок на первом листе. Затем дает ре- бенку лист бумаги и предлагает самостоятельно нарисовать клубок для другого котенка. 4. Игра «Выложи дорожку» Цель: учить выполнять соотносящие действия. Оборудование: мозаика с крупными деталями, игрушка мишка. Ход игры: взрослый обыгрывает игрушку: «Мишка принес интересную игру «Мозаика». Мы будем вместе играть». Взрослый показывает на образце простой вариант дорожки из одинаковых деталей, сообщает, что эту дорожку выложил мишка. Просит ребенка выложить такую же. Затем взрослый показывает, как мишка топает по дорожке, произносит потешку: Мишка топал по дорожке. Топ, топ, топ, топ, топ, топ. У него устали ножки. Топ, топ, топ, топ, топ, топ! 5. Игра «Посади репку» Цель: развивать соотносящие действия. Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками, корзинка и мелкие предметы (репка). Ход игры: взрослый предлагает детям сажать на «грядке» (ячейки) репки. Демонстрирует, как нужно брать репки и «сажать» их в «грядки» (ячейки). При затруднениях используются совместные действия и показ. Игра проводится после знакомства детей со сказкой «Репка». 6. Игра «Построим заборчик» Цель: учить продевать шнурок в дырку. Оборудование: дидактическая игра «Зайка» (плоскостное изображение зайца с дырочками). Ход игры: взрослый говорит: «Зайка прибежал, просил сделать ему заборчик, чтобы спрятаться от лисы, надо помочь зайке». Взрослый раздает игру каждому ребенку и просит продеть шнурок через отверстия. При затруднениях используются совместные действия и показ. 7. Игра «Посади цветочки на лужок» Цель: формировать зрительно-двигательную координацию. Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне. Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке. После того, как все цветы «посажены», взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой: Мы в корзинку соберем яркие цветы: Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы! Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами. 8. Игра «Собери зайку» Цель: продолжать учить выполнять соотносящие действия. Оборудование: игрушка — зайка, сшитый из плотной ткани, части которого прикреплены с помощью липучек. Ход игры: взрослый читает стихи А. Барто: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. Затем взрослым говорит: «Ребятки, наш зайка промок, все лапки его отсоединились. Соберем зайку!» При затруднениях используются совместные действия и показ. 9. Игра «Поможем маме» Цель: продолжать учить выполнять соотносящие действия. Оборудование: фасоль и орехи фундук перемешаны, два прозрачных сосуда. Ход игры: взрослый предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи — в другой. При затруднениях используются совместные действия и показ. 10. Игра «Надень шапочки» Цель: учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящие действия. Оборудование: цветные наперстки (шапочки). Игра проводится на пальцах рук. Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрирует, как надо надевать шапочки на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносится потешка: Пальчики гуляют, шапки надевают, Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальцы погулять! Раздел 3 Игры, направленные на познавательное развитие Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности. Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выделять и учитывать свойства и отношения объектов при выполнении практических и игровых действий с ними. Содержание представленных игр направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия. При проведении этих игр у ребенка развивается внимание, память, формируются коммуникативные способности и продуктивные способы сотрудничества с взрослым. Проведение игр и упражнений предусматривает Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого и ребен-ка При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане. Игры, направленные на сенсорное развитие Развитие зрительного восприятия Развитие ориентировки на форму (зрительное и тактильно-двигательное восприятие) 1. Игра «Катится — не катится» Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком и предлагает поиграть. Взрослый сам берет шарик, кладет на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — взрослый предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает его расположить на верхней части желобка. 48 Цри этом взрослый комментирует: «катится» (или «не катится»). В случаях затруднения позиция взрослого «за спиной ребенка», взрослый выполняет действия руками ребенка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится). После того, как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики не катятся. 2. Игра «Опусти игрушку в свой домик» Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая - с квадратной прорезью, шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком обе коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем взрослый предлагает ребенку по очереди опускать предметы в про-рези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры взрослый достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойст-во: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики». 3. Игра «Спрячь игрушку» Цель: вызывать интерес к свойству предметов ок-ружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: две коробки: одна — круглой фор мы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая - квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную — кубик и предлагает ребенку спрятать (зарыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку — другой, не такой, не круглой крышкой». 4. Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальней- предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики. 5. Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие — круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие — кубики». 6. Игра «Поймай шарики» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе, пустой маленький тазик. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком таз с водой, совместно с ребенком опускает в него шарики и кубики и предлагает выловить сачком только ша-рики: «Поймай только такие (показывает шарик), поймай шарик». После того, как ребенок достанет шарик, он кладет его в пустой маленький тазик. По окончании игры взрослый обобщает действие: «Здесь все такие — шарики, а в воде остались не такие — кубики». 7. Игра «Построй башню» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызывать интерес у детей к свойству предметов окружающего мира. Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе. Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: «Бери все такие (показывая кубик), кубики, и строй башню». При затруднениях взрослый действует совместно с ребенком. По окончании взрослый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики». 8. Игра «Прокати шарик через ворота» Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма). Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота. Ход игры: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случаях затруднения взрослый переходит к совместным действиям с ребенком. После чего ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. 9. Игра «Волшебный мешочек» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойств этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета. Ход игры. Вариант 1: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Взрослый показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком. Вариант 2: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет ему второй кубик, просит потрогать и запомнить, что в руке. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же, кубик». Задание повторяется с шариком. 10. Игра «Разложи» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две пустых коробки, коробка с шариками и кубиками одного цвета и размера. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить: в одну — шарики, такие (показывая предмет), в другую — кубики (показывая, соответственно, кубик). При затруднениях взрослый соотносит шарик с Шариком, кубик с кубиком, фиксируя «такой — не такой». По окончании игры взрослый обобщает: «Здесь — все шарики, а тут — все кубики».
Развитие ориентировки на величину (зрительное и тактильно-двигательное восприятие) 1. Игра «Брось шарик» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, формировать ориентировку на свойство — величину. Оборудование: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров. Ход игры: взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий ребенка способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого взрослый бросает его б бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие шарики» 2. Игра «Спрячь шарик в ладошку» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, ориентировку на свойство — величину. Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров. Ход игры: взрослый берет большой шарик, пока зывает ребенку и говорит: «Спрятать в ладошку не удается, он большой, его видно. Надо взять другой, такой (показывает маленький). А этот спрятали. Найди такой же, спрячь его в ладошку. Какой там у тебя шарик?» По окончании игры взрослый обобщает: 54 «Такой, маленький, шарик можно спрятать в ладошку, большой — не спрячешь». 3. Игра «Спрячь мячик в коробочку» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера. Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его в большую коробочку». 4. Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного Цвета и двух размеров находятся на подносе. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики в разные проре-зи пользуясь методом проб, и комментирует дейст-вия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятель- но опускать шарики. По итогам игры обобщает: «В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую — маленькие». 5. Игра «Разложи шарики в корзинки» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: две больших и две маленьких корзинки — вкладыши одного цвета; два больших и два маленьких шарика. Ход игры: взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. При затруднении взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик — в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После практических действий взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку — маленький шарик, а в большую — большой шарик». 6. Игра «Матрешка» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб. Оборудование: двухместная матрешка. Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях взрослый помогает ребенку от- крыть матрешку и говорит: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку». 7. Игра «Вставь яблочки» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб. Оборудование: деревянная доска с тремя прорезями, в прорезях находятся яблочки. Ход игры: взрослый показывает ребенку доску, обращает его внимание на яблочки и говорит: «Возьми себе яблочки, вынимай их». После чего взрослый обращает внимание ребенка, что на доске остались прорези (дырочки), предлагает ему вставить яблочки в свои дырочки. При затруднениях используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: «Сюда не подходит, яблочко — большое, а прорезь (дырочка) — маленькая, надо искать большую. Сюда вставили яблочко, Дырочка и яблочко большие». 8. Игра «Пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения. Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая — с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки». Помогает ребенку выбирать все большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на большое кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь — все большие, а здесь — маленькие колечки». 9. Игра «Построй башни» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб. Оборудование: набор кубиков одного цвета, двух размеров. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить башни. Вначале из таких, больших кубиков». Взрослый берет один большой кубик и ставит его перед ребенком: «Бери все такие и ставь на этот
кубик». При затруднениях взрослый обращает внимание ребенка на то, что если маленький сюда поставить, то башня падает. После того как ребенок построит башню из больших кубиков, все кубики снова кладутся перед ребенком: «Теперь будем строить башню из маленьких кубиков». В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на то, что из больших кубиков получается большая башня, а из маленьких — маленькая. 10. Игра «Брось мяч в корзину» Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову — большой, маленький. Оборудование: мячи одного цвета, двух размеров, корзина. Ход игры: взрослый ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь снова бери большой, бросай». Взрослый обобщает: «В корзине — только большие мячи, а здесь — маленькие». Затем ребенку предлагают выбирать и бросать только маленькие мячи. Развитие ориентировки на цвет (зрительное восприятие) 1. Игра «Посади бабочку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет Предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: два картонных круга («полянки») Двух цветов — желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера. Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это — ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка — желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета». 2. Игра «Закрой окошко» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой> — не такой). Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины. Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета, как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко — для красного домика, желтое i окошко — для желтого домика». k 3. Игра «Перевези кубики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина — желтые кубики». 4. Игра «Дорожки для неваляшек» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного цвета). Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой неваляшки, а затем — для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная — по красной дорожке. 5. Игра «Цветные горки» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми цветными шариками двух цветов (желтыми и Красными). Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цветную горку и предлагает снять с нее все шарики. За- тем просит ребенка надеть шарики на стержни (предлагается надевать шарики на один стержень одного цвета, а на другой стержень — другого цвета). В конце игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне. 6. Игра «Накорми куклу» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух). Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов. Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях взрослый использует метод сличения (такая — не такая). 7. Игра «Построй домики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета. Ход игры: взрослый строит домики, затем говорит ребенку: «Смотри, какие получились домики. Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши). Помоги, построй такие же домики». При за-1 труднениях взрослый показывает, как молено использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домик* такая же крыша, как домик (называется цвет), а у этого домика — другая крыша, не такая (называется цвет)». 8. Игра «Подбери ленточку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета. Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую». 9. Игра «Дорисуй ниточку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета. Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер, Как этот шарик» и т.д. 10. Игра «Построй дорожку из кирпичиков» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Оборудование: кирпичики двух цветов, два игрушечных мишки. Ход игры: взрослый показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, обращая при этом внимание на цвет кирпичиков: «Для этого мишки надо построить такую дорожку (показывается кирпичик и называется цвет), а для этого мишки — дорожку другого цвета, такую как этот кирпичик». По окончании дорожки обыгрываются и называется их цвет. Развитие ориентировки на количество (зрительное, тактильно-двигательное, слуховое восприятие) 1. Игра «Заполни кувшин» Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало). Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка. Ход игры: взрослый показывает ребенку как набирать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Когда ребенок заполнит первый кувшин, взрослый говорит: «Здесь много фасоли». Остальную фасоль предлагается ребенку насыпать в другой кувшин. Взрослый обращает внимание: «Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-а-ло (сопровождает жестом). А там сколько? Мно-о-о-го (сопро-: вождается также жестом)». 2. Игра «Собери шишки» Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало). Оборудование: две корзинки, шишки. Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка находятся корзинки. Взрослый кладет к себе 2—3 шишки, давая возможность ребенку собрать остальные. В конце игры взрослый хвалит ребенка: «Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождая жестом), а у меня посмотри сколько? Ма-а-а-ло». 3. Игра «Посади елочки» Цель: развивать ориентировку на количественный признак (много — мало). Оборудование: дидактическая игра «Посади елочки» (две деревянных подставки, на них укреплены стержни с елочками), 2 подноса. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставку и предлагает снять елочки со стержня, обращая внимание ребенка на то, что елочки надо класть на поднос. Взрослый берет себе 2—3 елочки, а остальные кладет ребенок. Далее ребенку предлагается надеть елочки на стержни. Взрослый спрашивает: «Сколько у тебя елочек? Много. Посмотри, а у меня сколько? Мало». 4. Игра «Набери воды» Цель: развивать ориентировку на количественный Признак (много — мало).
Оборудование: два ведерка одинаковой величины, таз с водой, кружка. Ход игры: взрослый предлагает ребенку наполнить ведерки водой с помощью кружки, чтобы заполнить бассейн. Первое ведерко наливается полным, а оставшуюся воду ребенок наливает во второе ведро (воды должно быть намного меньше, чем в первом). Ребенок несет к бассейну полное ведро, а взрослый обобщает: «У тебя тяжелое ведро, здесь мно-о-о-го воды. А теперь возьми другое ведерко, посмотри, сколько там воды. Тут мало. Выливай воду в бассейн. В бассейне много воды». Задание можно повторить два раза. 5. Игра «Посади цветы» Цель: учить образовывать множества из отдельных предметов. Оборудование: напольный коврик с прикрепленными в разных местах «липучками» (одна из частей липкой ленты); цветы, в основании которых имеется вторая часть липкой ленты. Ход игры: взрослый обращает внимание на коврик, говорит, что это — полянка, на которую надо посадить цветы. Он дает ребенка цветок и просит «посадить» его на полянку, указывая жестом на место прикрепления. Далее продолжает: «Вот еще цветочек, посади. Еще цветочек» и т.д. В конце обобщается результат: «Вот как много цветов». 6. Игра «Налей воды в аквариум» Цель: учить образовывать множества из непрерывных веществ. Оборудование: аквариум, игрушечные рыбки, кружки, таз с водой. Ход игры: взрослый предлагает ребенку набирать воду кружкой из таза и выливать в аквариум. После каждой вылитой кружки воды взрослый обращает внимание ребенка: «Еще кружка воды, еще кружка воды. Стало много воды в аквариуме». 7. Игра «Возьми воздушный шарик» Цель: учить выделять отдельные предметы из множества (группы предметов). Оборудование: пять надутых воздушных шаров с ленточками. Ход игры: взрослый показывает ребенку много воздушных шаров, показывает, как с ними можно играть (подбрасывать, ловить, махать и т.д.). Затем взрослый просит ребенка взять один шарик и поиграть с ним, обращает внимание: «Ты взял один шарик, и я взял один шарик». 8. Игра «Попади в корзину» Цель: развивать ориентировку н
|