Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход игры. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Вариант 1. Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращая внимание ребенка, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробочку, обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой. Вариант 2. Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: «Правильно, ты закрыл — круглую коробку круглой крышкой». Вариант 3. Ребенок закрывает коробочки разной величины. Ход игры проводится так же, как и в варианте 1. 8. Игра «Зоопарк» Цель: продолжать развивать соотносящие действия, учить выполнять задания методом проб. Оборудование: настольная игра «Зоопарк» (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных). Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые «живут в своих домиках». Ребенку предлагается «выпустить» каждого животного из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно 85 найти и «вставить» животных на свои места. При затруднениях используется метод проб. 9. Игра «Собери пирамидку-качели» Цель: продолжать развивать соотносящие действия, учить выполнять задания по подражанию. Оборудование: игрушка пирамидка-качели. Ход игры: взрослый показывает пирамидку и предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же. 10. Игра «Выбей шарик» Цель: продолжать развивать соотносящие действия, учить выполнять задания по подражанию. Оборудование: игрушка — лоток с цветными шариками и молоточком. Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку, демонстрирует действие удара молотком по шарику. При этом обращается внимание ребенка на шарик, выкатывающийся из отверстия. Ребенка побуждают к самостоятельным действиям.
Формирование предметно-игровых действий 1. Игра «Покатай матрешку» Цель: формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними. Оборудование: тележка, две матрешки (двухместные). Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка «топает» до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает ее, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее. 2. Игра «Покатай ежат» Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия; продолжать развивать совместные действия. Оборудование: игрушка — карусель, ежата (мелкие предметы). Ход игры: взрослый показывает игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик — ни головы, ни ножек!» Предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый проговаривает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом. 3. Игра «Угощаем матрешек» Цель: учить выполнять предметно-игровые действия; учить расставлять посуду каждой матрешке. Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две матрешки, объясняет, что они пришли в гости, их надо угостить «кашей», напоить «чаем». Затем взрослый выкладывает две тарелки и просит ребенка раздать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с чечевицей, ложку и просит ребенка покормить матрешек. При затруднении показывает действие насыпания, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: «Чем будут матрешки есть кашу? Чем ты ешь кашу?» Просит взять ложки, раздать матрешкам, покормить их, произносит: «Кушай, ляля, ам-ам». Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки «чай» из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия. 4. Игра «Подарки мишкам» Цель: продолжать формировать интерес к предметно-игровым действиям, выполнять их. Оборудование: мишка, белка, «чудесный мешочек», шишка, грибок. Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и предлагает посмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки. Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шну- рок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для шишки — шишку, для белочки — грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами. 5. Игра «Построим забор» Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию. Оборудование: машина, кирпичики, домик и игрушка (петушок). Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагается ребенку построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует по подражанию. 6. Игра «Построим лесенку» Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые Действия по подражанию. Оборудование: машина, кубики (10 шт.), маленькая кукла. Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить лестницу для куклы. Предлагается ребенку нагрузить Кубики в машину и привезти в игровой уголок. Затем взрослый привлекает ребенка к постройке лестницы,
показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку. 7. Игра «Построим мебель для матрешки» Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию. Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить мебель (стол и стул) для куклы. Затем он строит перед ребенком стол (кирпичик кладется на кубик) и стульчик (кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком). Затем взрослый просит ребенка по подражанию повторить игровые действия. Далее постройка обыг-рывается. 8. Игра «Поймай воздушный шарик» Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками. Оборудование: воздушные шарики, ленточки. Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит: Ловим мы воздушный шарик, Он упругий и цветной. Мы за ленточку потянем И подбросим высоко! 9. Игра «Позвони по телефону» Цель: развивать интерес к общению со сверстниками- Оборудование: два детских телефона с дисками. Ход игры: взрослый предлагает детям позвонить своим мамам по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: «Алло! Алло! Мама, это я — Аня». Затем дети звонят друг другу. 10. Игра «Домики для зверушек» Цель: продолжать формировать предметно-игровые действия со сверстниками. Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушки — зверушки (зайчик, ежик, белочка). Ход игры: взрослый обращает внимание на зверушек, которым надо построить домики. Предлагается детям загрузить машину строительным материалом и подвести его на ковер. Далее взрослый показывает, как надо строить из кирпичиков домик для ежика, зайчика, белочки. Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в гости. Раздел 5 Игры и задания, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков Формирование культурно-гигиенических навыков 1. Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!» 2. Занятие «Вымой руки» Цель: учить мыть руки. Оборудование: заяц резиновый. Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка. В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок. 3. Занятие «Сделаем лодочки» Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: 1. Засучить рукава, проговаривая потешку: Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!; 2. открыть кран; 4. сложить ладони рук «лодочкой»; 5. подставить руки под струю воды; 6. закрыть кран; 7. вытереть руки полотенцем. Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук. 4. Занятие «Мыльные перчатки» Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек. Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (или взрослый называет имя ребенка) Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его чистый руки. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка. 5. Занятие «Умывалочка» Цель: учить умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит ребенка посмотреть ga себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку — посмелей, будем умываться веселей! В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!» 6. Игра «Делаем прическу» Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла. 7. Занятие «Почистим зубки» Цель: учить чистить зубы. Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало. Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубки не болели, нужно уметь их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом проговаривается потешка: Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры взрослый с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая при этом чистые зубы. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребенка. 8. Занятие «Фонтанчики» Цель: учить полоскать рот. Оборудование: стакан. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, при этом проговаривает потешку: Наберем водичку в рот Пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце игры взрослый хвалит ребенка. 9. Игра «Кукла заболела» Цель: учить пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Взрослый проговаривает потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию. 10. Занятие «Носики-курносики» Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход занятия: взрослый проговаривает потешку, Демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке, (достает платок из кармана) Будем нос им вытирать. (показывает дей- ствие с платком) Чтобы носик, наш курносик, (убирает платок в Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком. Формирование навыков самообслуживания 1. Игра «Приведи куклу в порядок» Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании. Оборудование: кукла, кукольная одежда. Ход игры: взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: «Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. При затруднении применяются совместные действия. 2. Занятие «Оденемся на прогулку» Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки. Оборудование: одежда ребенка. Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой. 3. Игра «Найди пару» Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь. 4. Игра «Оденем кукол» Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания. Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски. Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: «Смотрите, какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске. 5. Игра «Обед у кукол» Цель: формировать интерес к самостоятельным Действиям при накрывании стола к обеду. Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две Куклы. Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагается ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом. 6. Занятие «Убери со стола» Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек. Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы ставим на поднос тарелку, чашку, кладем ложку» и т.д. Затем взрослый показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!» Дается возможность ребенку действовать самостоятельно. 7. Занятие «Вымой посуду» Цель: продолжать формировать самостоятельное действие — мыть посуду. Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика. Ход занятия: взрослый показывает один тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой и ополаскивать в другом тазике с чистой водой, выкладывая тарелки на чистый поднос. Предлагается ребенку вымыть свою тарелку.
8. Занятие «Подготовь постель ко сну» Цель: продолжать формировать интерес к самостоятельным действиям: учить расстилать свою постель. Оборудование: кровать, подушка, простыня, одея-ло, покрывало. Ход занятия: перед тихим часом взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: «Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку». После чего взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при затруднениях помогает им. 9. Занятие «Почистим туфли» Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям — учить чистить обувь при помощи щетки. Оборудование: обувь, щетка. Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку: Щеткой чищу свои туфли Раз, два, три! Будут чистыми они Раз, два, три. Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки). 10. Занятие «У нас порядок» Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки. Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагает детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуа--цию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.
|