Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогикиСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ № 3 Методология, источники и методы Этнопедагогики как науки
Достоинство хорошей методы состоит в том, что она вручает всем средство легкое и верное. Делать от руки круг трудно, надобны навык и прочее; циркуль стирает различие способностей и дает каждому возможность делать круг самый правильный. Ф. Бэкон Во всех высших отраслях знания самая главная трудность состоит не в отыскании явлений, а в нахождении метода, с помощью которого можно было бы установить законы явлений. Г. Бокль Цель: ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности). План 1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики 2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания 3. Источники и методы этнопедагогики
Проблемные вопросы, рассматриваемые на лекции: – Сформирована ли на сегодняшний момент методология этнопедагогики и что понимают под ней современные ученые? Какие ученые–педагоги внесли вклад в становление методологии энопедагогики? – Какие основные направления исследований характерны для современной этнопедагогики? – Какие уровни методологии выделяются в современной этнопедагогике и какие методологические подходы им соответствуют? – Чем отличаются теоретические конструкции объяснения сущности и возникновения этнической идентичности человека – примордиализм, инструментализм и конструктивизм – друг от друга? Каковы их принципиальные идеи и положения? – Какова «метода» этнопедагогического исследования?
Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.
Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики (! Материал пункта объясняется с опорой на интеллект–карту «Структура этнопедагогики») Сегодня в этнопедагогике четко прослеживается доминирование практики над теорией, предлагаются методы, средства, способы, приемы этнопедагогизации, однако пока отсутствуют этнопедагогические технологии, методологический анализ основ этнопедагогики. Рассмотрение методологических оснований этнпедагогики в контексте современной постнеклассической картины мира осуществляется с опорой на богатейший теоретический и практический материал и опыт этнопедагогов прошлого и настоящего. Современная педагогика продолжает и развивает лучшие идеи таких педагогов, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г. Н. Волков и др. Исследования этнопедагогического характера последних лет идут по трем сформировавшимся направлениям: – исследования этнопедагогических особенностей различных регионов; – работы по общей этнопедагогике (исторический, теоретический и практический аспекты); – исследование возможностей использования этнопедагогики в обучении отдельным дисциплинам. Методология этнопедагогики – учение о методах исследования и анализа истории и теории эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально–этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации с целью преобразования действительности в соответствии с изменением социального заказа, связанного с движением общественного самосознания (Ш. Арсалиев, с.45). Методология науки всегда связана с НКМ – научной картиной мира. Следствием развития современной КМ стало формирование нового типа планетарного мышления, основанного на толерантности, диалоге культур и связанного с поиском выхода из современных глобальных кризисов. Основными чертами современной НКМ являются: переход науки к постнеклассической стадии, современные идеи глобального эволюционизма, концепции самоорганизации, позволяющие устранить разрыв как внутри естественных наук о живой и неживой природе, так и между гуманитарными и естественными науками. Современное научное знание, соотнося развитие самоорганизующихся объектов с проблематикой места человека, приобретает новый гуманитарный смысл. В научную КМ входят представления об органической включенности человека в целостный космос и о соразмерности человека как результата космической эволюции породившему его миру. Возникшие на этой основе этические идеи ответственности человека перед природой делают картину мира способной привести к изменению традиционных для техногенных цивилизаций представлений о предназначении человека. Именно такую антропокосмическую КМ как мировоззренческую систему обозначают термином «ГУМАНИЗМ». Представления о человеке как биосоциальном существе, меняются на идеи бесконечности человека. Человек, как и другой объект Мира, соответствует по своей структурной организации закону сохранения, т.е. имеет в своей структуре такие состояния материи, как вещество (обладающее массой), энергия и информация, находящиеся во взаимно однозначном соответствии и обладающие способностью перехода из одного состояния в другие или третье. Энергонформационные обмены позволяют человеку получать новые знания не только путем эмпирическим или рационально-логическим способом, но и путем непосредственного «считывания информации с некоего информационного поля Вселенной, что способствует объединению трех методов познания: эмпирического, рационального и интуитивно-мистического» (А.Е. Чекалов, 1998 г.). Человек превращается из отстраненно познающего и преобразующего объекты мира конечного социального существа в «КОСМОБИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ» образование (Ю.Г. Волков), масс-энерго-информационное единство, соразмерное миру, не порабощающее природу, а выступающее в диалог с ней (И.Пригожин), обеспечивающий коэволюцию человека и природы (Н.Н. Моисеев). В связи с обозначенными установками новой НКМ можно говорить о полиподходности современной этнопедагогики, основанной на концепции 4–хуровневости методологического анализа. 4 уровня показаны на схеме – философский (мировоззренческий), общенаучный, конкретно–научный и методический (технологический) уровни. Дадим ниже в таблице интерпретацию сущностей этих известных в общей методологии науки подходов применительно к этнопедагогике.
Методология этнопедагогики продолжает формироваться и уточнять свои позиции и подходы!!
2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм и непримордиализм: конструктивизм и др.). Структурные компоненты и типы этнического самосознания
Этническая идентичность – часть социальной идентичности личности. Социальная идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Тэшфела и Тернера строятся на процессе категоризации " мы" и " они". Единый процесс дифференциации / идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая – есть результат процесса сравнения " своей" группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утвердить свою автономность. Этничность (≈ этническая идентичность, этническое самосознание) – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В её структуре обычно выделяют три основных компонента: 1. Когнитивный компонент – знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом. В моделях, предложенных разными исследователями, используются всевозможные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности: этнические ориентации, групповые концепции и др. Самыми важными следует признать этническую осведомленность, включающую объективные знания и субъективные социальные представления об этнических группах – своей и чужих, их истории и традициях, а также различиях между ними, и этническую самоидентификацию (использование этнического «ярлыка» – этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе). 2. Аффективный компонент – оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических аттитюдах (установках?? __________). Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к группе принадлежности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных (значимых). 3. Поведенческий компонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы (использование языка, конфессиональная принадлежность, участие в социальных и политических организациях, поддержание культурных традиций) достаточно часто рассматривается в качестве индикатора этнической идентичности индивида. Однако до сих пор под вопросом остается наличие устойчивой связи между тем, кем себя человек считает и как он действует в реальной жизни, т.е. между этнической самоидентификацией и этнической вовлеченностью. Результаты многих эмпирических исследований показали независимость двух измерений — представлений о себе как о члене этнической группы и использования типичных для нее моделей поведения. А в некоторых случаях связь между идентичностью и предпочтением некоторых видов этнической практики оказалась отрицательной: человек может идентифицироваться с этнической общностью, но не иметь никакого желания сохранять этнический язык или обычаи. Результаты многих эмпирических исследований доказывают как устойчивость этнической идентичности, ее способность передаваться от поколения к поколению, так и ее изменчивость, способность дремать в латентном состоянии и активизироваться в ситуации межэтнического взаимодействия или общей внешней угрозы. Актуализация этнического самосознания в современном мире объясняется двумя моделями – «модель фильтра» и «модель буфера». В рамках «модели фильтра» возрастание роли этничности в настоящее время объясняется тем, что сложность современной информационной ситуации значительно опережает возможности людей адекватно реагировать на эту ситуацию, в результате чего возникает острая потребность в " информационных фильтрах", в частности, в обращении к этническим ценностям, представляющимся вечными и незыблемыми в бурном потоке времени. С точки зрения «модели буфера» система этнокультурных представлений (верований, убеждений) в настоящее время рассматривается в качестве буфера или преграды на пути стрессов, защищает человека от травмирующего осознания неизбежности смерти, оптимизирует процессы, связанные с личностной самореализацией, задавая четкую систему ценностных и смысложизненных ориентиров. По данным психотерапевтов, в настоящее время психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность (существует конфликт с культурой и этничностью). Этнопедагогика решает основной вопрос (пока не решен!): ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТНИЧНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫМ, УКОРЕНЕННЫМ, ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИМ ДАННЫМ СВОЙСТВОМ ЧЕЛОВЕКА (ЧЕЛОВЕЧЕСТВА), ИЛИ ЭТО – ФЕНОМЕН СУБЪЕКТИВНОЙ ПРИРОДЫ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНО СКОНСТРУИРОВАН В СООТВЕТСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ИНТЕРЕСАМИ? На рисунке ниже представлено соотношение межу понятиями «этничность» и «этническая идентичность».
В понимании этнической идентичности, ее сущности и функций, можно выделить три основных подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
1. Представители примордиализма объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение. Личность может стараться вытеснять для себя знание или важность своей этнической идентичности, но никогда не сможет отказаться от нее. Этническая идентичность всегда присутствует в самосознании как более или менее смутное ощущение тяги к элементам своей этнокультуры. 2. Представители инструментализма полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность является инструментом, позволяющим личности адаптироваться в социуме, и строится на основе знания о своей этнической принадлежности, о положении этнических групп и содержании этнических представлений в социальном окружении индивида. Этническое самосознание с позиций инструментализма конструируется самой личностью и может быть изменено в соответствии с изменением социума или знаний личности о своей этнической принадлежности. 3. Конструктивисты считают, что этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению. Политические элиты в целях манипуляции общественным сознанием используют в ходе пропаганды образы этнической идентичности. Внедрение и актуализация образов этнической идентификации в самосознание масс позволяет активизировать их чувства и готовность действовать в определенном направлении, унифицировать самосознание. Примеров такого конструирования этнического самосознания много, например, арийская идентичность, конструируемая в фашистской Германии.
|