Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы этнопедагогики ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Этнопедагогика, исследуя закономерности и особенности традиционного народного воспитания, пользуется, прежде всего, методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Кроме того, в ней формируются и собственные методы исследования, учитывающие особенности ее предмета.
Методы научного исследования в этнопедагогике – это способы получения информации о сущности традиционного народного воспитания, его идеалах, ценностях, содержании, методах, средствах, и т. д. Для достижения этой цели этнопедагогика использует комплексы различных методов разной степени обобщения и гносеологической наполняемости, которые могут быть представлены как: 1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция. 2. Общенаучные методы: анализ и контент-анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение, изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспортных оценок. 3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости историко-педагогических процессов), генетический метод (раскрытие происхождения, причин и стадий изучаемого явления); структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др. 4. Социологические методы: анкетирование и интервью; метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др. Этнопедагогика использует также и более специфические для нее методы теоретического и эмпирического уровня. К теоретическому уровню относится: – историко-педагогический анализ и синтез (определение целей, предмета и задач исследования; развитие педагогических представлений и воспитательной практики народа в разные периоды его этногенеза; использование педагогической литературы, посвященной педагогическим персоналиям и др.) Исторический метод способствует более глубокому пониманию современного состояния анализируемого этнопедагогического явления; – реконструкция (объяснение и понимание педагогических событий прошлого, рассмотрение трансформации историко-педагогических знаний, осуществляемое на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого, предпосылках, условиях и последствиях их осуществления). Носителями информации являются такие источники как письменные документы, устные предания, традиции, обычаи, ритуалы и обряды, памятники и изобразительные материалы; – сравнение и обобщение (обработка и этнопедагогическая интерпретация библиографических указателей, историографических, этнографических и фольклорных изданий, археологических материалов); – структуризация (систематизация приобретенного историко-педагогического знания и соотношение его с конкретными периодами, тенденциями и перспективами становления этнопедагогики). К эмпирическому уровню можно отнести такие методы: – диагностические (беседы, интервью, «воспоминания в воспоминаниях»); – обсервационные (наблюдения в разных условиях жизнедеятельности семьи, народа, изучение результатов труда, образцов народной культуры и др.). – полевые исследования. Метод полевого исследования основывается на пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду (широко известны полевые исследования американских ученых М. Мид и Дж. Уайтинга). Продолжительность исследования должна быть не менее одного этнического года, его срок на два–три месяца превышает календарный. Метод полевых исследований позволяет получить сведения как о материальной (орудия труда, жилища, утварь, одежда и т. д.), так и духовной (традиции, ритуалы, фольклор и др.) культуре народа, в том числе и педагогической, зафиксировав их с помощью современных (кино, фото, аудио, видеоаппаратура) и традиционных средств.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Рекомендуемая основная литература: 1. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с. 2. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.) 3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2. 4. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. 5. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.
Рекомендуемая дополнительная литература: Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с.
|