Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники и методы этнопедагогики
Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание. Источниками изучения этнопедагогики являются многовековой практический опыт народного воспитания, закрепленный в образе жизни народа, традициях, обычаях, фольклоре и др. Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это – неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто – путем проб и ошибок и потому – иногда успешно, а иногда – с большими издержками. Образ жизни конкретной народности, нации, сообщества – это «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей». Они характеризуют особенности общения, поведения и склада мышления людей в области труда, общественно политической деятельности, быта и досуга. Можно в комплексе рассматривать основные сферы жизни и деятельности людей: труд, быт, семейно-брачные отношения, образование, культуру, общественную жизнь, национальные отношения, ценностные ориентации, причины поведения людей. Всякий народ имеет свой специфический образ жизни, который и формирует личность в народном духе. Так, образ жизни русских и белорусов значительно отличается от жизни, скажем, казахов или монголов, грузин или египтян. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т.п.). Образ жизни нации создает социальную среду, в которой формируется личность. Эта среда формирует нормы морали, типы и правила поведения людей, их ценностные ориентации. В ней человек с младенчества усваивает национальный образ жизни: что значит – трудолюбие или тунеядство и как люди относятся и оценивают эти качества человека; что такое скромность и высокомерие, экономность и мотовство и т.п. и что, соответственно, одобряется, и что – осуждается. Образ жизни включает цепочку понятий в такой последовательности: обычай – традиция – обряд – ритуал. Их объединяет однотипность поступков в сходных, повторяющихся ситуациях, преемственность, консерватизм, постоянство. Они могут быть прогрессивными или реакционными, желательными или осуждаемыми. Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, нации, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Образ жизни включает уменьшающиеся по объему обычаи, традиции, обряды и ритуалы; т.е. степень их «всеохватности» уменьшается в указанной последовательности. Но зато в той же последовательности возрастает степень консерватизма форм их проявления. В частности, самая косная форма – это ритуал, здесь отступления недопустимы ни на йоту; несколько подвижнее обряды, они допускают в известных пределах некоторые варианты; еще более подвижны традиции, а затем и обычаи. Все они в общей сложности составляют образ жизни, который постоянно воздействует на формирование человека и регулирует его поведение. Родной язык есть источник этнопедагогики. О роли родного языка в обучении и воспитании детей говорили все выдающиеся педагоги минувшего: Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой и Я.С. Гогебашвили, Э. Пашкевич и В.Ф. Вахтеров. По справедливой оценке К.Д. Ушинского, родной язык ко всему же еще и «удивительный педагог». Язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории... Но этот удивительный педагог – родной язык –- не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу...». Константин Дмитриевич определил три функции родного языка: а) родной язык – неисчерпаемый источник знаний и новой информации, для детей в особенности; б) язык – духовное наследие тысяч предшествующих поколений; в) сам язык – удивительный педагог, который учит легко и просто, и с которым ничто в этом не может сравниться. Фольклор (от англ. Folk – lore – букв.: народная мудрость) – народное искусство (в более узком смысле – устное народное творчество) – широко использует этнопедагогика. в качестве своего источника. Фольклор включает также коллективную творческую деятельность разных социальных слоев и групп. В нем отражается жизнь народа, его воззрения, идеалы, чаяния. Сюда относится созданная им и бытующая в народе поэзия: предания, легенды, былины, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, а также песни и музыка, театр, танцы, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, которое зародилось в глубокой древности, есть историческая основа всей художественной культуры и источник национальных художественных традиций. В нем выражается народное самосознание. Вот почему фольклор представляет для ЭП. особый интерес как источник. Верования, религии разных направлений также содержат значительный материал для этнопедагогики. Молодое поколение с малых лет усваивает эти верования, поддерживаемые старшими. Игры для детей и взрослых. Ребенок растет в мире игр и игрушек. Народные игры имеют незаменимый информационный материал для этнопедагогики. В играх ребенок познает окружающий мир, социальные отношения, отображает этот мир в условной ситуации. Через игру также формируется духовный мир детей. Нравы общества, общественное мнение, народный кодекс воспитания выступает у масс как кодекс норм и регулятор поведения взрослых и детей. Людская молва той социальной среды, в которой живет и формируется личность, либо одобряет, либо осуждает те или иные поступки членов общества, поощряет или, напротив, предупреждает от дурных поступков. Так через общественное мнение «шлифуется» стиль поведения человека с малых лет его жизни. Родная природа в народной педагогике и, значит, в этнопедагогике играет огромную роль. В литературе, в том числе педагогической, уже закрепилось понятие малой родины и – соответствующего чувства. Природа, непосредственно окружавшая ребенка в детстве, оставляет неизгладимый отпечаток в сознании на всю жизнь. Это чувство порой бывает настолько сильным, что, попав в какие-нибудь другие края, для него – чужие, человек глубоко тоскует, и чувство ностальгии побуждает его рано или поздно вернуться в родные места. «Зовите меня варваром в педагогике, – писал К.Д. Ушинский, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». К источникам (методам) изучения этнопедагогики относятся также обществоведческие, исторические, этнографические и этнопсихологические труды; археологические материалы исследования и описания учёных этнографов; записки путешественников; публицистические материалы; официальные документы; историческая и общественно-политическая литература; непосредственный контакт с представителями изучаемого этноса; данные специально организованных педагогических исследований и др.
|