Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этническая картина мира






Понятие о современной этнической картине мира (ЭКМ)

Этническая культура мира – важная составляющая национального менталитета, включающая в себя различные этнокультурные концепты и концептуальные структуры (Сироткина Т.А.). Сердцевиной этнокультуры является ментальность – «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно–языкового сообщества) внешнего и внутреннего мира, специфическое проявление в процессах познания интеллектуальных, духовных и волевых качеств национального характера» (Алефиренко Н.Ф., 2002)

Повышенный интерес социальных наук к этнической картине мира (далее – ЭКМ), возникший в последнее десятилетие, вызван двумя диаметрально противоположными тенденциями развития общества. С одной стороны, человечество становится все более целостным и единообразным сообществом, что является следствием глобализации, с другой стороны, культурное многообразие мира возрастает, актуализируясь в процессе реэтнизации. Основу культурного многообразия составляют этнические общности, являющиеся носителями уникальной ЭКМ, без которой формирование идентичности личности, равно как и сохранение этнической культуры, были бы невозможны. Обращение к данному феномену позволяет найти ответ на вопрос, как сохранить этническую культуру, а следовательно, традиции, обычаи, ритуалы того или иного народа, поскольку в современном мире этническое приобретает новые социальные функции, позиции и качества, нуждающиеся в осмыслении с точки зрения многих наук – философии, этнологии, этнографии, этнопедагогики, этнопсихологии и др. Сегодня стихийно идущий в различных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о феномене ЭКМ до сих пор не имеет теоретико-методологических оснований и интегрированных конвенциональных моделей, что вызывает потребность в социально-философском анализе явления. Выявление сущности ЭКМ требует обращения к такому феномену, как этничность.

Социально-философский анализ ЭКМ может и должен опираться на философское знание о картине мира вообще и на представление о социальной реальности, непосредственно связанной с ЭКМ. Выявление данной взаимосвязи позволит глубже понять сущность и структуру феномена, имеющего ментальный и субъективный характер. Современное общество, переживающее множество этнических проблем, ставит перед социальными науками задачу всестороннего изучения ЭКМ, выступающей в качестве основы создания (конструирования) «своего» жизненного мира. Однако социально-философский анализ, обобщающий знания социальных наук о данном конструируемом феномене, в современной науке пока не представлен.

Этническая картина мира как конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).

ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер.

Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой. Одновременно с этим, этничность может рассматриваться как самостоятельный феномен, наполненный смыслами. Именно в этом аспекте этничность может выступать в качестве основы конструирования интерсубъективного мира носителей этничности и фундамента ЭКМ.

Способы репрезентации ЭКМ: язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система этнокультурных символов и др. Репрезентации представляются как связь между интерсубъективным миром и реальным. Отмечается, что все вышеперечисленные элементы – вполне конкретные структуры, вырастающие из социокультурного пространства социальной системы и определяющие его содержание. ЭКМ репрезентируется, «является» реальному миру посредством перечисленных структур. Корни вышеуказанных структур лежат в конструируемом ментальном мире.

Это та " призма", через которую представитель этноса смотрит на мир и создает его образ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал