Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тенденции развития СЭКМ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Этнотенденции – «предрасположенность думать, действовать, вести себя, поступать по отношению к какому–либо этносу определенным образом» (Гуриева С.Д., Кинунен Т.Л.). Выделяются такие этнотенденции, как этноконформизм, этнорелятивизм, этноцентризм и этнодоминантность. – этноконформизм – стратегия готовности подчиняться большинству, принять нормы другой культуры; – этнорелятивизм – признание того, что все культуры равны, но все разные;, – этноцентризм – стратегия восприятия норм, ценностей собственной группы как образца, эталона, относительно которых оцениваются другие культуры; – этнодоминантность – тенденция к подчинению, подавлению других культур. Данные тенденции связаны с имеющейся у субъекта этноса этнической картины мира. На формирование и развитие ЭКМ оказывают влияние следующие факторы: – расселение населения по поверхности планеты Земля; – этнические миграции; – происходящие процессы интернационализации и глобализации. Совокупное население планеты представляет собой множество народов, находящихся на разных стадиях социально–экономического и культурного развития и расселенных с различной степенью плотности по регионам и континентам. Средняя плотность населения нашей планеты сегодня равна 40 человек на км2, для России данный показатель – 27. На протяжении XX века население планеты выросло более, чем в 3 раза (сейчас оно составляет более 6 млрд человек). В России проживает более 100 млн человек. Всего в мире насчитывается 226 суверенных государств (Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с.). В России проживает более 100 национальностей. (по переписи 2010 г. – их 193). Как и на всем протяжении этнической истории человечества, этнические процессы XX столетия не отличались ритмичностью и устойчивостью. Среди факторов, отрицательно повлиявших на этнические процессы XX века, самым значительным, безусловно, стала Вторая мировая война. Важным фактором этнической ситуации в мире XX века стал глобальный демократический взрыв 50–х гг. Однако демографический взрыв 50–60–х гг. сменился быстрым снижением рождаемости и темпов естественного прироста в странах Европы. Сегодня в России после демографической «ямы» 90–х гг. XX века наблюдается снижение численности населения. На 1 января 2010 года численность всего населения, проживающего в РФ, составляла 142 миллиона 962 тысячи 433 человека, а на 1 января 2011 года численность населения составила 142 миллиона 914 тысяч 136 человек (РИА Новости https://ria.ru/society/20110329/358887126.html#14185078781113& message=resize& relto=register& action=addClass& value=registration#ixzz3Lol1X3yC). Благодаря изменениям в расселении людей по континентам и регионам происходит интенсивное взаимодействие этносов, их дифференциация и ассимиляция, исчезновение одних народов и формирование других. Сегодняшний момент в развитии цивилизации характеризуется как этап интенсивной миграции – перемещения людей через границы каких–либо территорий (государств) навсегда или какое–либо ограниченное время. В современную Россию усиливается приток мигрантов из бывших советских республик. В связи с этими процессами сегодня имеется очень острая проблема сохранения базовой для российского общества системы ценностей, обеспечивающей её существование как полиэтнической, поликонфессиональной, поликультурной страны. Прогнозы, сделанные учеными-демографами показывают, что Россия в плане демографических изменений в ближайшие 15-20 лет может пойти по двум путям развития – экстраполяционному и стабилизационному. Выбор экстраполяционого варианта приведет к сокращению численности граждан страны примерно на 20 млн. человек (к 2025 году в этом случае численность населения сократится со 145 млн. человек до 125 млн.). Если государство изберет политику активного привлечения мигрантов с целью компенсации убыли населения, тем самым, реализуя стабилизационный вариант, то будет необходим въезд в страну на постоянное место жительства до 1 млн. человек в год. В этом случае во второй половине XXI века мигранты и их потомки могут превысить половину населения России. Ученые-демографы активно обращают внимание политиков, руководителей государства, общественности на проблему разработки миграционной политики, т.к. именно продуктивно реализуемая миграционная стратегия приведет к пополнению трудовых резервов и выводу России из экономического кризиса. Перспективная миграционная политика России – это, прежде всего, иммиграционная политика, т.е. въезд переселенцев в Россию из других стран (Ж.А. Зайончковская).
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Рекомендуемая основная литература: 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2, 3, 4. 2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. 3. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.) 4. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие [Текст]. – М.: «Ключ-С», 1999. – 224 с. 2. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с. 3. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с. 4. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 2008. 5. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.
|