Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что изучает психологияСтр 1 из 20Следующая ⇒
Краткий конспект лекций. Психология СкладановскаяМ.Г., ст. преподаватель кафедры философии Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ? ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ Необходимость правильного понимания людьми друг друга в процессе совместной жизни и деятельности привела к тому, что область явлений, изучаемых психологией, привлекла внимание человека задолго до того, как психические явления стали предметом научного познания. Еще в глубокой древности сложилось представление о том, что кроме физически осязаемого тела у человека имеется некая неосязаемая сущность, делающая тело " одушевленным", способным думать, чувствовать, желать, действовать. Термин " психология" в переводе с греческого означает " учение о душе" (рsyche - душа, logos - учение, наука). В наши дни не вызывает сомнения существование особой реальности, отличной от внешней действительности. В самом деле, мы можем вспомнить и мысленно пережить еще раз то, что давно исчезло из нашей жизни, представить себе не только то, чего никогда не видели, но и то, чего никогда не существовало. В нас живут чувства, желания, мысли, в которых особым образом отражается окружающий нас мир, образуя субъективную психическую реальность. Психология изучает этот внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ. Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свойства действительности познает человек посредством психических процессов - ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику. Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Таким образом, психология - наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Что же является предметом изучения психологии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса; психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 2). Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы, В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Рис. 2. Структура психических явлений.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологаческими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека. Следующий класс психических явлений — психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность. Основными задачами психологии, с одной стороны, является изучение законов психической деятельности, сущности психических явлений и их роли в познании человеком самого себя и окружающего мира, в его деятельности и общении, индивидуально-психологических особенностей человека и его личности. С другой стороны, на основе этого знания разрабатываются практические средства психологической помощи людям в разнообразнейших сферах их жизнедеятельности - в организации оптимальных условий труда, обучения и воспитания, решении личных проблем.
|