Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления психологии как науки






Хотя как самостоятельная наука психология существует чуть больше столетия, корни ее уходят в глубину веков.

Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились различные подходы к изучению сущ­ности души - материалистический и идеалистический.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.) утвер­ждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428-348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмерт­на. Цель души - познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в трактате " О душе". Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем, Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа - бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувст­вует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни.

В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических осо­бенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также вы­дающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Второй этап в становлении психологии связывают с развитием есте­ственных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие - " рефлекс".

Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности ин­дивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат. introspecto - гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях. Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г. Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации (от лат. associatio - соединение, связка) - связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

Именно это понятие было положено в основу возникшей в XVIII в. ассоциативной психологии (Д. Гартли, 1705-1757), в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и, следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (меха­нической связки) более простых элементов.

В этот же период Г. Кониский (1717-1795) указывал на активный ха­рактер отображения психикой объективной реальности.

Г. Сковорода (1722-1794) необходимым условием познания дейст­вительности считал познание человеком себя, своей сущности.

Началом третьего этапа - становления психологии как самостоятель­ной экспериментальной науки - можно считать 60-70-е годы XIX в., когда в психологию пришел эксперимент. Развитие эксперименталь­ной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В. Вунд-том (1832-1920), открывшим в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию.

На основе накопленных экспериментальных данных, работ И. Се­ченова (1829-1905), И. Павлова (1849-1936), 3. Фрейда (1856-1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вывод о невозможности ограничения предмета психологии одним сознанием, использования ассоциаций в качестве универсальной категории, объясняющей всю психическую деятельность.

Это привело к возникновению в XX в. нескольких новых направлений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.

В различных направлениях науки ученые не однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение Деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанию или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1)?

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал