Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель, стремление, намерение. 91
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Слова Всевышнего: «если они способны проделать этот путь» - это объяснение условия обязательности, а это физическая и финансовая возможности. Физическая возможность – это, чтобы человек мог идти или ехать верхом, и чтобы мог осуществить переезд из своего дома, где бы он не находился, в Мекку. Сюда не входит слабый человек, слабость которого постоянна, наподобие больного хронической болезнью или дряхлого старика, у таких людей нет физической способности. Если у таких людей есть финансовая возможность, то они назначают вместо себя кого-либо, кто выполняет за них обряды хаджа. А что касается финансовой возможности, то это наличие транспорта, который доставит его. Будь то верховое животное, машина, самолёт или пароход, и для каждого из них рассчитывается определённое время, которое они затратят на дорогу. Также к финансовой возможности относится наличие денег, чтобы человек смог обеспечить себе тот вид транспорта, на котором он поедет совершать хадж. Также у человека должны быть запасы еды и денег на дорогу в оба конца, а также он должен снабдить ими тех, кто остаётся дома из его подопечных, в таком количестве, чтобы им этого хватило до его возвращения. И всё это, после выплаты им долгов, если они у него имелись. Также эти деньги должны быть заработаны дозволенным путём. И если было выполнено всё вышеперечисленное, то есть «запасы и верховое животное»1, то это и есть «путь», как пришло в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. А тот человек, который не имеет возможности, то есть у него нет запасов и верхового животного, то для него не обязателен хадж, так как он является не имеющим возможности. Условие обязательности хаджа – это наличие возможности2. И так как люди прибывают в хадж издалека, из всех стран и со всех концов земли, то они нуждаются в припасах и в таком путешествии присутствуют затруднения и усталость, и также люди в нём иногда подвергаются опасности. Тот из людей, кого помиловал Аллах, такому Он позволил раз в жизни совершить хадж, а всё что больше этого, то это желательно. Из милости Аллаха то, что он не сделал обязательным для людей совершение хаджа каждый год. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воистину, Аллах сделал для вас обязанностью совершение хаджа, так совершайте же его!» - сказал аль-Акра’ бин Хабис, да будет доволен им Аллах: «Каждый год, о, посланник Аллаха?», посланник Аллаха промолчал, спрашивающий повторил вопрос, посланник Аллаха снова промолчал, спрашивающий опять задал тот же вопрос. И тогда сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Если я скажу да, то это станет обязательным, но возможно, что вы не сможете. Хадж совершается один раз, а всё что сверх этого это желательно»3. И всё это по милости Аллаха. Слова Всевышнего: «Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». В этих словах Всевышнего Аллаха доказательство на то, что тот человек, который отказывается совершить хадж в тот момент, когда у него есть для этого возможность, 1 Ат-Тирмизи 813, Ибн Маджа 2896 со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Ибн Маджа 2897 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. 2 К сожалению существуют люди, которые ездят на дорогих автомобилях, пользуются дорогими мобильниками, более того ездят отдыхать на заграничные курорты, но в то же время не совершившие хадж. Они откладывают его по различным надуманным причинам на следующий год, но на следующий год появляется другая причина. Свят Аллах! Как же они не боятся Аллаха? Так пусть же они поразмышляют над этим аятом «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (от переводчика). 3 Имам Ахмад в аль-Муснаде 4/151 (2304), Абу Дауд 1721, ан-Насаи 5/111 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. 92 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… считается неверным. Так как Всевышний сказал: «Если же кто не уверует», то есть тот, кто отказался совершить хадж тогда, когда у него были для этого возможности, совершил неверие. Если человек оставил выполнение хаджа, отрицая его обязательность, то это считается большим неверием, по единогласному мнению мусульман. А если человек признаёт обязательность хаджа, но оставил его совершение из-за лени, то это считается малым неверием. И если этот человек умрёт и оставит после себя имущество, то этот хадж должен совершить тот, кто остался после него, потому что это долг, лежащий на нём перед Всевышним Аллахом. В этом аяте сообщается об обязательности хаджа, и хадж является столпом Ислама, как это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе о Джибриле, мир ему, а также в хадисе Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Хадж стал обязательным в девятом году по хиджре, по одному из мнений, и пророк, мир ему и благословения Аллаха, в этот год не совершил хадж, а совершил он его только на следующий год, то есть в десятом году. Почему так? Потому что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, послал ‘Али, который взывал к людям в сезон хаджа, что после этого года многобожники не будут совершать хадж, а также никто не сможет делать обход Ка’бы голышом1. После того, как многобожникам и нагим было запрещено совершать хадж, в десятом году пророк совершил прощальный хадж.
|