Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.2 Понятие мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни общества и личности.






Мировоззрение – это относительно упорядоченная совокупность чувственных и мыслительных образов (=взглядов, =идей, =воззрений) о мире и человеке, взятых в их взаимоотношении друг с другом, включающих в себя определенные социальные идеалы, нормы и ценности, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни.

 

Таким образом «стержнем» всей мировоззренческой проблематики является отношение человек < => мир. Причем, человек выступает в качестве активной стороны (или субъекта) этого отношения, а мир выступает в качестве относительно пассивной стороны (или объекта) этого отношения.

 

В свою очередь отношения людей к миру является тройственным:

1) Когнитивным(или познавательным), в котором люди обнаруживают, открывают те или иные предметы и выясняют присущие им свойства и связи;

2) Аксиологическим (или оценивающим), в ходе которого люди оценивают различные предметы с т.зр.их способности или неспособности удовлетворить различные человеческие потребности;

3) Практическим, в ходе которого люди реально изменяют природу, формы организации своей общественной жизни и свое тело.

 

В мировоззрении не только отражаются эти три способа отношения людей к миру, но и выясняется роль каждого из них в человеческой жизнедеятельности в целом.

 

Существует множество вопросов, проблем, носящих мировоззренческий характер, все многообразие которых можно определенным образом сформулировать:

1) Что представляет собой мир, в котором живет человек, создан ли он, возник ли, или существует вечно сам по себе; как этот мир устроен, по каким законам он развивается и имеются ли такие законы вообще?

2) Что такое общество и человек; как, когда и почему они возникли; как соотносятся общество в целом и отдельные, живущие в нем люди; как в отдельном человеке соотносится биологическое и социальное?

3) Что такое сознание; присуще ли оно только людям или всем предметам природы и существует ли какое-то надчеловеческое сознание – «мировой разум»?

4) Как следует жить человеку в этом мире; следует ли ему стремиться к максимальному изменению мира или лучше сосредоточиться на своем собственном физическом, нравственном и умственном совершенствовании?

5) Какое будущее ожидает как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности; существует ли бессмертие души и жизнь вечная или же физическая смерть означает исчезновение не только тела, но и души?

 

Даже небольшого размышления над этими вопросами достаточно для того, чтобы понять, что они являются вечными, т.е.такими, которые всегда интересовали и будут интересовать людей, но ответы на эти вопросы постоянно изменяются по мере исторического развития и обогащения социального опыта людей и поэтому по мере общественного развития мировоззрение изменяется, причем не только по своему содержанию, но и по своим формам!

Так, исторически первой формой мировоззрения, возникшей в первобытном обществе была мифология; затем, в связи с появлением цивилизации возникают художественные, религиозные и спекулятивно-философские мировоззрения; наконец в 16-17вв.до н.э. в связи с появлением капитализма и возникновением научного познания мира начинает складываться научное мировоззрение.

Важная особенность духовного развития человечества однако состоит в том., что то появление новых форм мировоззрения не приводит к исчезновению старых, а они как бы «наслаиваются» друг на друга и поэтому в духовной культуре современного цивилизационного человека присутствуют взаимодействующие друг с другом все когда-то возникшие формы мировоззрения.

Поскольку в мировоззрении действительность отражается в чувственных и мыслительных образах, то в любой форме мировоззрения имеются два уровня:

Рационально-понятийный Чувственно-эмоциональный

 


 

«удельный вес» которых в различных формах мировоззрений неодинаков: в мифологическом, художественном мировоззрениях преобладает чувственно-эмоциональный уровень, а в спекулятивно-философском и научно-рациональном – понятийный уровень.

 

В зависимости от того, каков субъект – создатель и носитель – мировоззрения выделяют:

а) индивидуальное или личное мировоззрение (того или иного конкретного человека);

б) групповое (классовое, профессиональное, этническое и тд.) мировоззрения;

в) мировоззрение того или иного общества в целом. Которое представляет собой интегральное единство мировоззрений тех социальных групп, из которых данное общество состоит.

 

В жизни как отдельного человека, так и больших социальных групп и общества в целом мировоззрение выполняет следующие функции:

1) Объяснительную, выражающуюся в том, что в нем содержаться ответы на основные мировоззренческие вопросы;

2) Интегративно дифференцирующую, состоящую в том, что какое-либо мировоззрение с одной стороны объединяет, сплачивает своих сторонников, а с другой стороны противопоставляет их тем людям, которые сторонниками этого мировоззрения не являются;

3) Регулятивную, выражающуюся в том, что мировоззрение благодаря содержащимся в нем социальным идеалам, нормам и ценностям регулирует, направляет и программирует человеческое поведение.

 

В связи с чем, можно сказать, что если поведение животных регулируется совокупностью безусловных и условных рефлексов, то люди в этом плане тем и отличаются от животных, что их поведение регулируется мировоззрением.

 

Вот почему «для общества, как и для отдельного человека жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (Альберт Энштейн)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал