![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.6 Спекулятивная философия, ее проблематика и основные разделы.
Спекулятивные философы полемизируют друг другом о том, каковы именно первоначала мира, но в том, что таковые существуют никто из них не сомневается. Признав, как нечто самоочевидное существование порождающих мир первоначал философы приписали им следующие свойства: 1) Первоначала являются образованиями вечными и самодостаточными, т.е. абсолютами. 2) Поскольку из первоначал происходят все предметы мира, в котором живет человек, в том числе и сами люди, то они являются образованиями всеобщими и в них выражается единство мира. 3) Первоначала являются границами бытия и познания, т.к. за ними ничего не существует, а следовательно нечего больше и познавать. 4) Знание о первоначалах является наиболее важным и ценным, поскольку «Не познав первоначал, нельзя познать и все остальное» (Аристотель). 5) Первоначала существуют отдельно от тех предметов, началами которых они являются. И поэтому их можно познавать прямо и непосредственно.
Способ такого непосредственного постижения первоначал мира в истории философии назывался по-разному: «Феория» (греч.) = «интуиция» (др.римл.) = «трансценденция» = «спекуляция» (латынь) = «умозрение» (рус.) Таким образом, спекулятивная философия – это такая философия, которая основывается на умозрительном постижении первоначал мира. По-разному в истории философии обозначался также и тот раздел спекулятивной философии, в котором рассматривалась и тем или иным образом решалась проблема первоначал: «Первая философия» (Аристотель) = «Метафизика» (А. Родосский) = одно и тоже «Онтология» (Х. Вольф) 18 век
Признав существование вечных и самодостаточных первоначал спекулятивные философы тем самым разделили мир (бытие) на две части: - на вечное бытие - возникающее и исчезающее бытие, т.е. мир, в котором живут люди и которому они сами будучи телесными существами принадлежат.
Сообразно с двумя видами бытия существуют и два вида познания: - мышление, которое направлено на постижение первоначал мира вечного бытия - чувственность
Мышление дает достоверное знание, т.е. такое, которое является всегда истинным, а чувственность дает знание вероятное, т.е. такое, которое может быть как истинным, так и ложным.
Онтологическая проблематика Гносеологическая проблематика (гносеология – учение о познании и знании)
Таким образом, обсуждая онтологическую проблематику, философы вышли на гносеологическую проблематику, т.е. на вопросы о том, как люди познают мир, какую роль играют в сознании мышление и чувственность, что такое истина и каковы причины заблуждений.
Онтология, взятая в единстве с гносеологией, образуют эзотерическую философию, которая является «ядром», «стержнем» спекулятивно-философского учения. Однако, ни одно такое учение не исчерпывается этим «ядром», а включает в себя также экзотерическую философию. Последняя, в свою очередь, также состоит из двух больших частей: 1) Натуральной философии (или философии природы), в которой рассматриваются природные явления и процессы. Спекулятивные философы обращаются к природе не для того, чтобы открыть присущие ей законы, а для того, чтобы нарисовать такую картину природы, в которой она предстала бы как образец порядка, гармонии и совершенства. Взирая на который, люди должны стремиться организовать и упорядочить свою общественную и личную жизнь для того, чтобы жить в согласии с природой. Рассмотрев таким образом природу, т.е. рассмотрев ее с назидательными и воспитательными целями, философы переходят к критическому рассмотрению современной им общественной жизни. 2) Что образует содержание социальной или моральной философии Завершается этот раздел формулированием определенного социального идеала, т.е. модели лучшего, более совершенного по сравнению с существующей организацией общественной жизни общественного устройства.
Экзотерич.ф. (внеш)
Эзотерич.ф. (внутр)
Таким образом, все содержание спекулятивно-философского учения «работает» на решение одной стратегической задачи – на обоснование социального идеала.
|