![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.7 Вопрос об отношении сознания к бытию и его статус в философии.
Обсуждая проблему первоначал мира спекулятивные философы высказывали самые разнообразные суждения в том каковы они: ¾ Фалес считал, что первоначалом мира является вода. ¾ Анаксимен считал, что первоначалом мира является воздух. ¾ Героклид считал, что первоначалом мира является огонь. ¾ Фарменид считал, что первоначалом мира является космический разум. ¾ Эмпедокл считал, что существует 4 первоначал мира: огонь, воздух, вода и земля, которые соединяются или разъединяются друг с другом в различных пропорциях с силами любви и вражды. ¾ Пифагор первоначалами мира считал числа. ¾ Демокрит считал, что первоначалом мира являются атомы – мельчайшие неделимые далее тельца, которые вечно движутся в пустоте. ¾ Платон считал, что существуют 3 вида первоначал – материальное первоначало, множество идеальных первоначал «эйдосов» и Мировая душа, соединяющая эйдосы с материей. На первый взгляд этот калейдоскоп суждений невозможно подвести под какой-то «общий знаменатель», но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить три основные позиции: 1. Существуют только вещественные, телесные или материальные первоначала. 2. Существуют только духовные или идеальные первоначала. 3. Существуют как материальные, так и идеальные первоначала, при главенствующей роли последних.
Таким образом, обсуждая проблему первоначал, философы вышли на другую проблему – на проблему соотношения материального и идеального или физического и психического, или бытия и сознания, которая становится основной проблемой или основным вопросом философии. Такой статус этого вопроса среди других философско-мировоззренческих вопросов объясняется следующими причинами: · Во-первых, тем, что он является производным от проблемы первоначал мира, представляет собой ее модификацию и конкретизацию; · Во-вторых, тем, что философия будучи формой мировоззрения рассматривает отношение людей к миру, а люди являются существами сознательными. Поэтому их отношение к миру или совпадает с отношением сознания к бытию (когда люди мир познают и оценивают), или включает его в себя (когда люди изменяют мир практически); · В-третьих, философия является мировоззрением рефлексивным, поскольку в ней сознание направляется на самое себя, пытаясь понять свою сущность, происхождение и роль не только в общественной и личной жизни человека, но и в мироздании в целом; · В-четвертых, этот вопрос является основным также и потому, что от того или иного ответа на него зависят ответы на все другие философско-мировоззренческие вопросы; · В-пятых, этот вопрос также фиксирует тот объект, благодаря изучению которого философия отличается от всех других наук – физики, химии, биологии и тп., так как ни одна из них не изучает человеческое сознание. Правда, существует наука, которая также, как и философия изучает сознание – это психология. Но она изучает сознание в качестве свойства отдельных людей. Тогда как философия изучает сознание в качестве свойства человечества в целом.
Кстати сказать: «Философия изучает сознание» или сказать; «Философия изучает отношение сознания к бытию» - эти два суждения тождественны по смыслу. Поскольку вне отношения к бытию сознания вообще не существует! Вопрос об отношении сознания к бытию состоит из двух под вопросов: 1. Что является определяющим, первичным в этом соотношении и следовательно, что из чего должно быть понято и объяснено: сознание из бытия или наоборот – бытие из сознания. 2. В состоянии ли люди отобразить в своем сознании бытие, т.е. мир, в котором они живут таким, каким он существует сам по себе, т.е. вне сознания и независимо от него.
|