Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скептики






Киники

Название происходит от греческого слово «кинио», что в переводе означает «собака». Основатель школы – ученик Сократа, Антисфен. Самым ярким её представителем был Диоген Синопский (взбесившийся Сократ).

Созданное учение получило название кинизм, главным принципом которого стала абсолютная свобода и возвращение к естеству жизни. Они говорили: «Философия – это не теория, а образ жизни». Киники отрицали собственность (Диоген жил в бочке, питался капустой, прожил 80 лет), опрятность, вежливость, ходили голые, сексуальные ограничения, кормились подаянием и в своем отрицании не ведали стыда. За это их стали называть циниками. Диогену принадлежит изречение: «Людей много, а человека найти трудно». Диоген был первым космополитом, т.е. объявил себя гражданином мира, главным лозунгом которого стал: «Без дома, без отечества». Идеалом мудрой жизни он провозгласил автаркию – это внутренняя самодостаточность и равнодушие ко всему внешнему. В последствии греки поставили ему памятник в виде собаки, на котором написали: «Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь и ты указал нам путь, легче которого нет».

Эпикурейцы

Эпикурейцы – последователи философа Эпикура, который, купив дом в прекрасном саду, основал свою школу, которая получила название: «Сад Эпикура» («Философы сада»). Над входом в эту школу было написано: «Дорогой гость, заходи, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Смысл жизни – это достижение счастья. Гедонизм – наслаждение. Наслаждение – это удовольствие, не приносящее страданий. Человек создан для наслаждения, т.к. у него для этого есть 5 органов чувств. Пейте и ешьте в меру, чтобы утром не страдать от несварения желудка и похмелья. Не рвитесь к богатству – оно заставляет человека метаться и лишает покоя. Не рвитесь к власти – чем выше власть, чем больше завистников. Все виды потребностей он разделил на 3 группы:

1. Естественные и необходимы – это те, которые избавляют человека от страданий.

2. Естественные, но не необходимые – это те, которые разнообразят наслаждение

3. Неестественные и не необходимые – это все чрезмерное, это путь к порокам и страданиям

У человека есть 2 врага – это страх и надежда. Человек живет и боится смерти. Смерти бояться глупо, т.к. с ней человек никогда не сталкивается. Пока мы живы – смерти нет, а когда они придет, нас уже не будет. Более страшный враг человека – это надежда. Ничего в этом мире не изменится, если не станет хуже.

Стоики

«Стоя» – это здание, где основатель школы Зенон из города Кития преподавал свою философию. Стоики – это учение, которое призывало мужественно переносить удары судьбы, не плакать, не унижаться, не опускаться ниже человеческого достоинства и в любой ситуации оставаться человеком. Философия – это лекарство для души, но чтобы принять это лекарство, он должен понять, что болен. Самым крупным представителем стоиков был римский поэт, философ и политический деятель Сенека, воспитатель императора Нерона. Стоики говорили одно, а делали другое.

Самое знаменитое произведение Сенека – письма к Луцилию. Сенека считал, что всё в мире определенно судьбой. «Идущего судьба ведет, не идущего – тащит». Жизнь – великое терпение. Не можешь терпеть – умри. Если не можешь изменить обстоятельства – измени отношения к ним. Жизнь – это суета и в ней нет ничего ценного, кроме собственной жизни.

Скептики

Скептики, в буквальном смысле, высматриватели, сомнение. Основателем был философ Пиррон. Скептики все подвергали сомнение, ничего не принимали за истину, призывали не поддаваться унынию и сохранять спокойствие духа.

Задания:

1. Продолжить знаменитые фразы и назвать их автора

2. Найти ошибки

3. Ассоциация

4. Убрать лишнее

5. Соотнести понятия

Философия древних веков (5-14 вв.)

Этот период связан с полным всевластием церкви. Философия потеряла статус самостоятельной науки и превратилась в служанку богословия. В качестве философов выступили священники, и все философские проблемы решались с позиции религии. В средние века:

1. Онтология была теоцентрична (бог в центре): бог – создатель мира, а всё, что существует, есть результат его творения.

2. Гносеология была иррациональна. Мир можно познать только познав бога, бог не познаваем. Но он оставил после себя священное писание, что является истинным путем к познанию.

3. Антропология была дуалистична. Бог создал человека как существо двойственное: телесное – греховное, и божественное – духовное. Для преодоления своей греховности человеку и нужна поддержка церкви и религии.

4. Аксиология: приоритет духовных ценностей.

5. Танатология: смертно физическое тела, душа – бессмертна.

В средние века в философии возникло 2 направления:

· Патристика – учение отцов церкви, представители которого объясняли религиозные догматы (истина, не требующая доказательств). 2 в. до н.э. – 4 в. н. э. Опора на идеи Платона

· Схоластика – («схолос» - школа) – школьная философия, которая преподавалась во всех католических университетах как единственная верная. 4 – 14 в. н. э. Опора на идеи Аристотеля

Отцом патристики является Августин Блаженный (Аврелий Августин) 4 в. н. э. Основные труды: «Исповедь» и «О граде божьем». «Исповедь» - это труд, где Августин показывает свой сложный и длительный приход к вере. Основные идеи Августина: Духовное развитие личности. Вводит понятие «личность». Личность – это прежде всего вера в бога. Личность свободна, и человек выбирает 2 пути: путь добра и путь зла. Добро идет от бога, а зло – от человека.

В работе «О граде божьем» противопоставляет 2 града: град «земной» - государство, где человек любит себя и не любит бога и град «небесный» - это церковь и в борьбе этих двух градов победит церковь и вера

Фома Аквинский – жил в 13 веке, его учение получило название «Томизм». Причислен к лику святых, крупный философ-схоласт. Его учение преподается как единственно верное во всех католических школах. Имел прозвище «Ангельский доктор». Главный труд – «Сумма теологии». Проблемы:

1. О соотношении веры и разума. Вера и разум не исключают, а предполагают друг друга. Вера выше разума: вера идет от бога, а разум от человека. Вера основана на желании, разум же постоянно сомневается в добытых истинах. Философия объясняет только то, что познаваемо разумом, а все, что не познаваемо – это предмет теологии.

5 доказательств создания бога:

1. В мире все движется, следовательно, существует перводвигатель, который дал толчок этому движению – бог.

2. В мире все имеет причину, первопричина всего – бог.

3. В мире все закономерно, создатель первого закона – бог.

4. Бог – это нравственный идеал, высшее совершенство.

5. В мире все целесообразно. Источник целесообразности – бог.

Философия эпохи Возрождения (14-16 в.)

Переходная эпоха от средневековья к новому времени.

Это эпоха кризиса феодализма, зарождение новых капиталистических отношений, развитие ремесла, строительство городов, торговля, развитие техники, эпоха географических открытий. Родиной возрождения является Италия, завершается в Германии.

Особенности философии времен эпохи Возрождения

1. Антропоцентризм. Объектом изучения становится человек и его безграничные возможности

2. Эстетика

3. Секуляризация. Вытеснение религии из общественного сознания, падение авторитета церкви.

4. Пантеизм. Всё – есть бог. Бог – не духовное начало, стоящее над миром, а растворен в природе.

В философии было представлено 3 направления:

1. Гуманизм. Основателем гуманизма стал известный итальянский поэт и философ Франческо Петрарка. Петрарка разработал искусство жизни. Он говорил: человеческая жизнь одна, и другой не будет, поэтому человек должен жить не для бога, а для себя. Загробной жизни не существует, поэтому человек должен достичь счастья в земной жизни. Человек должен быть свободен: как физически, так и духовно. Человек смертен.

2. Натур философия

3. Социальная утопия

Ларецио Валла – итальянский гуманист 15 века, развил учения Эпикура о наслаждениях и считал, что личное благо и принцип полезности должен стать основой жизни. Ларецио Валла считал, что человек должен научиться 2 вещам – умению отказать и умению поставить на место. Валла впервые поставил проблему самоценности человеческой жизни.

Мишель Монтень – известный французский философ XVI века, имя которого прославила знаменитая книга «Опыты», которую называют «учебником жизни». Она написана в форме философских размышлений на различные жизненные проблемы: о любви, о дружбе, о смерти, о совести, о гневе. Представитель скептицизма.

Натурфилософия. Мыслители этого периода развеяли религиозную картину мира.

Николай Коперник. Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира («коперниковская революция»). Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг солнца.

Джордано Бруно. Итальянский философ, поэт, астроном, 12 лет провел в инквизиции, в 1600 году сожжен на костре. Развеял миф о сотворении мира богом и считал, что вселенная не имеет ни начала, ни конца, существует множество миров. «Бог и природа – тождественны»

Галилео Галилей. Известный итальянский мыслитель 17 века, которого называли «Колумбом неба». В 1633 году предстал перед судом инквизиции, но был оправдан. Галилей считал, что природа развивается по своим законам и чтобы познать её, необходимо изучать 2 науки: математика и механика.

Философия нового времени

Время бурного развития капитализма, естествознания. Лицо этой эпохи определяла наука. Главной проблемой философии становится проблема познания мира (гносеология).

В философии образовалось два направления:

1. Эмпиризм. Их критерий истины – опыт. Опора на естественные науки

2. Рационализм. Опора на математику.

Представители:

1. Френсис Бэкон

2. Рене Декарт (Картезий, Рене-Картези)

3. Бенедикт Спиноза (Барух). Голландский философ.

4. Готфрид Лейбниц

Френсис Бэкон. 1561-1626. Английский философ и политический деятель (лорд-канцлер). Основатель эмпиризма. Главный философский труд – «Новый Органон» (инструмент познания) и «Новая Атлантида». Главным принципом своей философии он сделал изречение: «Знание – сила – Мы можем столько, сколько знаем». Бэкон полагал, что все знания об окружающем мире дает наука, которая опирается на опыт и эксперимент. Собирая и проверяя различные факты, создаются теории. Такой метод называется «индукция». Индукция – это движение в познании от единичного к общему. Процессу познания мешает «заблуждение разума», которое Бэкон называет «идолами»:

1. «идолы» рода – это врожденные предрассудки, связанные с несовершенством органов чувств.

2. «идолы» пещеры – каждый человек смотрит на мир как бы из своей «пещеры» (из внутреннего мира). Определяется образованием, воспитанием, традициями.

3. «идолы» рынка – то, что человек получает в социальной среде и пользуется суждениями данного общества

4. «идолы» театра – это предрассудки, связанные со слепой верой в ложные теории и авторитет ученых

Бэкон называет 3 пути познания мира:

1. Путь «паука» - постепенное накопление знаний без их анализа и систематизации

2. Путь «муравья» - узкий путь познания мира, приводящий к сбору фактов

3. Путь «пчелы» - постепенное накопление знаний, подобное тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд

Рене Декарт (1596-1650). Известный французский философ и математик, сделал блестящую военную карьеру, а затем внезапно ушел в отставку. Большую часть жизни прожил в Голландии, последний год в Швеции. Основатель рационализма. В основу философии он берет принцип: «Я мыслю, следовательно, существую» (когито эрго сумм). Основным инструментом познания Декарт считал сомнение. Главные труды: «Рассуждение о методе», «Начала философии». Все, что нас окружает, может оказаться обманом, галлюцинацией, фантазией и т.д. Единственное, в чем человек не может сомневаться, это в том, что он мыслит. Сомнение – свойство мышления, а мышление – это работа разума, следовательно, именно разум является основой познания мира. В основе разума лежит интуиция, которую Декарт называет врожденным качеством человека. Декарт – основатель рациональной дедукции: это движение от общего к частному. Декарт называет правила познания:

1. Принимать за истину только то, что не вызывает никакого сомнения.

2. В познании идти от простого к сложному

3. Познаваемую вещь необходимо разделить на части

4. Необходимо возвращаться к уже познанному, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил

Декарт вводит понятие «субстанция». Субстанция – это все, что существует. Субстанция делится на 2 вида: материальная и духовная.

Духовная субстанция обладает мышлением. Человек – это единственное существо, в котором соединяются материальные и духовные субстанции. Высшая субстанция – бог. Эта философия называется дуализм.

Немецкая философия

Конец 18-19 века – это время интеллектуального господства Германии.

1. Немецкая классическая философия (конец 18 – первая половина 19 века)

2. Материализм (Марксизм)(вторая половина 19 века)

3. Философия иррационализма (вторая половина 19 века – начало 20 века)

Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724-1804). Основоположник классической философии, за большие заслуги назван первым философом Германии. Кант родился и прожил всю свою жизнь в Кенигсберге.

Он закончил местный университет, был сначала преподавателем – ректором – преподавателем. Жизнь Канта отличалась крайней пунктуальностью, размеренностью. Он был часами Кенигсберга. Семьи у него не было.

Творчество Канта делится на два периода:

1. Докритический (до 1770). В этот период Кант занимался физикой и сделал много открытий.

2. Критический. Кант задал себе 3 вопроса: Что я должен знать? (Книга «Критика чистого разума») – гносеология; Что я должен делать? (Книга «Критика практического разума») – этика; На что я должен надеяться? (Книга «Критика способности суждения») – эстетика.

Что есть человек?...

Теория познания. В теории познания Кант был агностиком, т.е. окружающий мир познать невозможно. Кант впервые сместил акцент с познаваемого объекта на познавательные возможности разума субъекта (человека):

1. Познавательные возможности разума ограниченны: как только мы начинаем познавать тот или иной предмет, мы наталкиваемся на неразрешимые противоречия (антиномии), т.е. с помощью разума мы можем доказать любое противоположное суждение.

2. Опыт не дает точных знаний, т.к. в любом опыте возможны ошибки и заблуждения и опыт некогда не заканчивается.

3. Кант считал, что существует два мира: действительный мир (ноуменальный), мир «вещей в себе» и мир видимости (феноменальный), мир явлений.

«Вещь в себе» - это центральное понятие Канта, это сущность предметов, которая никогда не будет познана разумом, т.к. человек познает лишь явления

Этика Канта. Под практическим разумом Кант понимал поступки людей. Все поступки Кант делил на 2 группы:

1. Легальные или аморальные поступки. Это те поступки, которые совершаются из уважения к законам или какой-либо личной выгоды.

2. Легальные или нравственные поступки, критерием которых является совесть.

Кант сформулировал основной моральный закон, который он назвал «Категорический императив» - Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала принципом всеобщего законодательства. Наши поступки должны быть образцом для поведения других. Человек не должен быть средством для достижения какой-либо цели.

Нравственность Кант понимал двояко:

По отношению к себе – это забота о своем здоровье и жизни. Пороки: пьянство, обжорство и самоубийство.

По отношению к другим людям – это уважение. Пороки: высокомерие, злословие, издевательство.

Эстетика Канта. Понятие красоты Кант связывал с целесообразностью. В мире ничего нет для чистой красоты. Все имеет практическую целесообразность. Красота – понятие временное: как только к ней привыкают, её не замечают. Настоящая красота – природная красота. Красота – это, что нравится без всякого размышления, разум убивает красоту.

Георг Гегель. (1770-1831). Крупный немецкий философ. Профессор берлинского университета. Гегель один из самых признанных философов своего времени, представитель объективного идеализма. Главные труды Гегеля – «Наука логика», «Феноменология духа», «Философия права».

Главное понятие Гегелевской философии – это абсолютная идея (мировой разум, мировой дух). Абсолютная идея схожа с понятием бога, но в отличии от бога она обретает свой смысл только через человека. Абсолютная идея в своем развитии прошла 3 ступени:

1. Ступень логики – откуда взялась эта идея? Абсолютная идея является результатом логического саморазвития.

2. Ступень природы – материальная оболочка идеи. Это природа и человек (биологическое существо)

3. Ступень духа – это духовная деятельность человека. Высшая цель абсолютной идеи – движение к свободе.

Развитие мира и истории человечества есть развитие абсолютной идеи. Гегель открыл законы диалектики – это учение о развитии (триады Гегеля).

Законы Гегеля:

1. Закон единства и борьбы противоположности

2. Закон перехода количества в качество

3. Закон «отрицание отрицания»

Георг Гегель в своей книге «Философия права» впервые высказал идею о превосходстве германского народа над всеми другими народами, как носители особого духа. Славянские народы особо себя ни в чем не проявили. Войны являются нравственным очищением нации.

Людвиг Фейербах. (1804-1872). С его именем связанно завершение классической философии и начало материалистической философии. Ученик Гегеля, а затем его критик (Критика философии Гегеля). Его философию называют «антропологический материализм». Как и Гегель, Фейербах главной ценностью человека свободу и свое «освобождение» человека он начал с критики Гегеля. Никакая идея не может существовать сама по себе. Она может принадлежать только человеку. Вторым противником Фейербаха стала религия. Существование религии он связывал не с обманом темного народа священниками. Корни религии лежат в самой природе человека. Не бог создал человека, а человек – бога. Человек бессилен перед многими внешними факторами: стихийными бедствиями, тяжелыми болезнями, смертью. Вера в сверхсильное существо притупляет страх, снижает аффекты, дает человеку надежду. Все христианские заповеди верны, но их нужно соблюдать не потому, что это угодно богу, а потому, что это нужно человеку. Необходимо все традиционные религии заменить на религию любви к человеку. Религия забирает у человека творческое, созидательное начало.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал