![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская философия 19 века
Русская философия является составной частью мировой философии и имеет ряд особенностей в силу особенности исторического развития страны. 1) Русские философы проявляли интерес к практической философии – главные проблемы: «Судьба России…» и «что нам делать со страной?» 2) Философские идеи часто находили выражение в виде художественного творчества и имели иносказательный характер 3) Формирование русской философии происходило с заметным отставанием от мировых тенденций, то есть от мировой философии 4) Русская философия носила религиозный характер, и многие идеи были заимствованы от Византии Оригинальная русская философия зародилась в первой четверти 19 века и была связана с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Чаадаев в русской философии занимает место Пушкина в поэзии. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - русский философ, публицист, друг Пушкина, герой бородинского сражения, участвовал в подготовки восстания декабристов, сделал блестящую военную карьеру и … умер всеми забытый в полном одиночестве в чужой квартире. В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано 1 из 8 «философических писем» за что он был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Редактор журнала (Надеждин) был снят с должности. «Философические письма» – личная переписка Чаадаева и Екатериной Пановой. Письма Чаадаева Герцен назвал «выстрелом в ночи», а официальная власть назвала Чадаева «главным клеветником России». Впервые русский человек поставил под сомнения прошлое, настоящее и будущие России. Чаадаева подверг критическому пересмотру всю историю России. Россия, одним локтем упираясь в Китай, а другим в Германию должна была взять все лучшее из этих стран. Эти страны двинулись вперед, а Россия до сих пор спит. Одинокие в этом мире мы существуем только для того, чтобы показывать другим, как не надо жить. С момента своего возникновения ничего не было сделано для большинства народа. Ни одна полезная мысль не родилась на нашей бесплодной земле Мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а все что выдумали другие - мы исказили до неузнаваемости. Россия находится вне истории – крепостное право, самодержавие, экономическая отсталость и православная религия. Православная религия – это дряхлая религия никогда не вдохновляла свой народ на великие совершения, всегда шла на поводу у власти, в отличие от католицизма, который со своими крестовыми походами новых земель многое сделала для развития капитализма в Европе. Первым кто дал ответ на это (письмо «Письмо к Чаадаеву»).
Письма Чаадаева разбудили русскую интеллигенцию: · Чернышевский: «Что делать?», «Кто виноват?» · Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо» · Герцен: «С того берега» и др.
Письма Чаадаева положили начало спора среди русской интеллигенции о дальнейшей судьбе России, что привело к возникновению двух противоположных течений философии: 1. Западники – Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Белинский, Тургенев и т.д. Они приветствовали реформы Петра I по европеизации России. 2. Славянофилы (славянолюбы). Основатель Алексей Степанович Хомяков – один из образованнейших людей того времени, русский «Илья Муромец», Киреевский, Самарин, Тютчев. Они называли Петра I изменников России, реформы которого нарушили мирное течение старой допетровской Руси, что Россия особая страна, непохожая на другие страны и в силу своей самобытности у России свой путь развития. Самобытность России они видели в следующем: 1) Россия не является чисто европейской и чисто азиатской страной – Россия евроазиатская страна. 2) Огромная территория, что и хорошо и плохо. Границы надо охранять. 3) Богатство природных ресурсов и полезных ископаемых. 4) Россия – северная страна 5) Огромные миграционные процессы 6) У большинства русского народа никогда ничего не было в собственности, а у тех, у кого она была и есть, эта собственность складывалась «дали, нашел, подарили - то есть украл» 7) Россия по своей психологии остается крестьянской страной. Крестьяне – носители традиций, городские жители – носители культуры 8) Особый менталитет русского человека, проявляющийся в особенностях национального характера: 1. Надежда на «авось» 2. Терпеливость 3. Выносливость 4. Изобретательность 5. Веселость 6. Коллективизм 7. Минимум национальных предрассудков 8. Жертвенность 9. Склонность к тоске и загулу 10. Любопытство 11. Русский народ – максималист. Русский максималист Бердяев выделил следующие черты: 1. Смирение – бунт 2. Доброта и жестокость 3. Религиозность и воинствующий атеизм
Почвенники считали, что возрождение России произойдет на национальной почве и для этого у нас есть все условия. Яркие представители: Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Их философия – размышление, поступки, мысли, созданных ими литературных героев. Их объединяла пограничная ситуация (ситуация между жизнью и смертью). Ф.М.Достоевский (1821-1881) родился в Москве, получил медицинское образование, затем переехал в Петербург, где закончил военно-инженерную академию. Жил в бедности, хотя был дворянином. В 1845 г. пишет свое первое произведение «Бедные люди». Достоевский вступает в революционный кружок «Петрашевцев» (мечтали убить царя) и за активное участие в этом кружке был приговорен к расстрелу, но неожиданно царь заменяет расстрел каторгой. Он был сослан на 4 года на каторгу в омский Острог, где приобщается к русскому народу («Записки из мертвого дома»). В 1859 г. возвращается в Петербург, а в 1863 г. уезжает в Европу. Центральная проблема философии Достоевского – проблема свободы, которую он называет главное ценностью человека. Достоевский говорил: «Подлинная свобода – высочайшая ответственность за свои поступки, тяжелое бремя и даже страдания», т.е. свобода – ответственность. «У каждого человека есть право выбора: либо быть несчастным страдальцем, но свободным или счастливым младенцем, но забыть о свободе». «Преступление и наказание – это история о том, как человек решил стать свободным». У человек есть два пути выбора: это путь «человека-божества» - путь абсолютной свободы, он губителен для человека; путь «бога-человека» - путь, когда человека живет по законам Бога, это путь спасения человека. Раскольников пошел по первому пути. Роман «Идиот» - это испытание свободы. Знаменитое изречение: «Нет никого дороже человек и нет никого страшнее его». «Свобода – понятие аристократическое, она не для слабых людей». Зло всегда будет существовать в мире, пока будет существовать свобода. Самый страшный порок человечеств – доносительство (стукачество), которое не оправдывал даже самыми благородными целями. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – граф, признан при жизни. Жизнь Толстого делится на два периода: 1. С 18-32 лет – вел жизнь молодого повесы, пьянствовал, кутил и т.д. 2. Второй период стал отрицанием первого. Пограничной ситуацией послужила смерть отца и брата Николя (15 лет), которые в тяжелой форме умирал от туберкулеза. Учился в Казанском университете, путешествовал по Европе, которая не произвела на него никакого впечатления, как и на Достоевского. Был женат на Софье Андреевне Берц (13 детей). Страх смерти преследует Толстого всю его жизнь и эти переживания он изложил в своем романе «Исповедь». Толстой: 1- великий русский писатель, 2- религиозный реформатор. В середине жизни Толстой панически стал бояться смерти. Первоначально он пытался найти опору в церкви, затем понял, что церковь на словах говорит одно, а на деле другое и решил создать свою религию – «Толстовство». И в 1901 году был отлучен от церкви. В 1880-е годы Толстой становится религиозным реформатором. Суть: уход из удовольствий жизни. Толстой становится пророком новой веры, порывая с государством, церковью, семьей, богом. Толстой является автором учения «непротивления злу насилия». «В мире есть два источника насилия: государство и революционеры. Любая власть – насилия – не служите в армии, таможне, полиции и не участвуйте не в каких вооруженных выступлениях против власти, любое насилие порождает новое насилие. Для того, чтобы победить зло начните с себя, изгоняйте из своего сердца злобу, научитесь прощать, не подавайтесь власти денег другого пути изменить мир к лучшему у вас нет и не будет». Последний акт трагедии: уход из дома в монастырь, затем оказался на станции Осташкино, где заболел и вскоре умер. По мнению многих Толстой подорвал доверие народа к русской государственности и подготовил условия для революции в России.
|