Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая карта
Тема урока
| Семинарское занятие по теме «Дарвинизм»
| Задачи и задачи контроля
| 1. Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов:
- Механизм видообразования;
- Главные направления эволюционного процесса;
- Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
2. Продолжить формировать умение проводить сравнение, доказательства, анализ и синтез с привлечением конкретных биологических объектов.
3. Формировать научное мировоззрение о путях и направлениях эволюции, биосоциальной сущности человека.
4. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой и обобщенными записями в тетради.
| Планируемые
результаты
| Учащиеся систематизируют знания по теме «Дарвинизм»
| Личная значимость изучаемого для школьника
| «Я сделал выводы относительно фактов всем известных» (Ч. Дарвин)
| План урока
| I. Обобщение изученного материала
1. История взглядов на эволюцию живой природы, их краткий анализ.
2. Причины многообразия видов в природе.
3. Практическое и теоретическое значение разработки критерия и структуры вида.
| Методы обучения
| Проблемный.
Творческий.
| Формы организации учебной деятельности
| Используя изученный материал, отвечают на проблемный вопрос урока, решают задачи, делают вывод, выполняют синквейн.
| Приемы деятельности учителя
| Подготовка творческих заданий, организация работы учащихся, обсуждение проблемы урока, подведение итогов.
| Познавательные
задания
| 1. Что было известно философам Древнего Китая, Античности, Средневековья об эволюции органического мира?
2. «Князь ботаники» Карл Линней.
3. Основные положения теории Ж.Б. Ламарка.
4. Научные и социально-экономические предпосылки теории Ч. Дарвина.
5. Учение Ч. Дарвина.
6. Подумайте, почему к одному виду относятся такие сильно различающиеся между собой животные как дог, болонка, такса, борзая, а такие похожие, как домовая и полевая мышь – к разным видам?
7. Вид слива – гибрид дикого тёрна и алычи. Вид пшеница – гибрид дикой пшеницы и злака эпилопса. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива и пшеница – виды, а мул – нет?
8. Каждая мышь рождает в год 50 – 60 мышат. Для простоты расчёта будем считать, что каждая мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Рассчитайте количество потомства от одной самки на 10 – й год. Объясните почему число мышей на земле заметно не увеличивается?
9. Объясните следующий факт: «Постараемся вычислить, какое потомство произведет одна летучая семянка в течение 10 лет, предполагая, что ни одно семя не погибнет:
в первый год 1
второй 100
третий 10000
четвертый 1000000
десятый 10000000000000000000
Поверхность все суши 66824524800000000 квадратных вершков. . Итак, для десятого поколения одного семени одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз более поверхности всей суши на Земле» (К. А. Тимирязев).
10. Во флоре Кавказа около 6000 видов цветковых растений, а на той же площади Европейской равнины – около 2000. Чем объяснить такое различие?
11. Лососевые рыбы мечут икру в реках, а живут в море. Предложите гипотезу, с позицией дарвинизма объясняющую, где жили предки лососевых и как у них развился такой жизненный цикл.
12. Какие изменения будут возникать в череде поколений:
А) интенсивно отлавливаемых промышленных рыб; Б) интенсивно собираемых на букеты цветов?
13. Как объяснить, что у домашних животных более разнообразная окраска, чем у их диких предков?
14. Постарайтесь составить синквейн о Линнее, Ламарке, Дарвине. Прочитайте их всему классу.
| Развитие умений учащихся
| Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать проблему, анализировать, быть объективными.
|
Основные понятия и термины урока
| Эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции.
| Источники информации
| Основные: портрет Ч. Дарвина, § 59-63, §70-73 учебника под редакцией Рувинского.
Дополнительные: Борзенков В. Г. Философские основания теории эволюции.-М, 1987.
Северцов А.С. Основы теории эволюции.-М; Изд. МГУ, 1987.
Татаринов Л.П. Эволюция и креационизм.-М., 1988.
Биологический энциклопедический словарь.
Энциклопедия для детей. Биология.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-М.; Мир, 1990.-Т.3.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии.-М.: Просвещение. 1992.
Яблоков А.С., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М.: Высшая школа. 1998.
Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира.-М.: Наука, 1996.
Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985.
| Оценки за урок
| 4-5 за сообщение, 5-6 за задания, 2-3 за синквейн.
| Домашнее
задание
| Темы рефератов для обобщающего урока:
«Развитие взглядов на процесс видообразования»
«Движущие силы и основные этапы эволюции человека»
«Человек в прошлом, настоящем и будущем».
|
|