Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Понятие и принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде оно представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдач, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми в «натуральной» форме. Правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию указанных категорий граждан осуществляется в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Во исполнение этих законов органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления было принято множество подзаконных актов. Совокупность всех правовых норм о социальном обслуживании и их некоторая автономность позволяет рассматривать его в качестве отдельного правового института Особенной части права социального обеспечения. Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме (в виде пенсий, пособий, компенсаций). Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения. Низкий уровень жизни подавляющей части населения приводит к тому, что в большей степени от этого страдают социально уязвимые слои общества — престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми, лица с небольшими заработками и др. Суммы получаемых ими денежных выплат (в виде пенсий, пособий, заработной платы), за счет которых удовлетворяются основные потребности человека в пище, одежде, в обычных платных услугах (например, за пользование различными жилищно-коммунальными услугами), оказываются недостаточными. Поэтому социальное обслуживание дополняет социальное обеспечение, предоставляемое в денежной форме. Помимо этого, у пожилых, престарелых и инвалидов есть специфические потребности в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг в силу их отсутствия или дороговизны. Например, отдельные виды протезов, необходимых инвалиду, отсутствуют в свободной торговле. В названных законах приводятся основные понятия, относящиеся непосредственно к сфере социального обслуживания граждан. Но мы не увидим в содержании их норм единого, например, определения социального обслуживания. Оно отсутствует, надо полагать, по причине принятия этих актов в разное время, а также различного круга лиц, к которым они адресованы. По логике, вначале должен быть принят закон, адресованный ко всему населению страны, а потом уже — к отдельным его категориям в зависимости от их специфических потребностей в социальных услугах, например по отношению к детям, инвалидам, пожилым, семьям с детьми. В Законе «Об основах социального обслуживания населения» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной ситуации. Отсюда следует, что право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в такой жизненной ситуации. Под «трудной» понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. По смыслу вышеприведенного определения логично возникает вопрос: социальному обслуживанию подлежат все граждане вне зависимости, к примеру, от своего материального положения? Ведь богатые и состоятельные люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в состоянии и могут полностью оплатить всевозможные услуги, например, социально-бытового, социально-медицинского, психолого-педагогического или социально-правового характера. В Законе «О социальном обслуживании пожилых и инвалидов» приводится несколько иное определение. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов — это деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. К таковым относятся граждане пожилого возраста — мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет — и инвалиды, включая детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном постороннем уходе или помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные потребности. Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Следовательно, социальному обслуживанию подлежат, прежде всего, инвалиды, пожилые и старые граждане, дети и семьи с детьми. Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных социальных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих и находящихся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Социальные услуги могут также предоставляться и частными организациями, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Социальное обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату. Социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т.е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. Поэтому она и называется «социальная» услуга. В этом мы находим ответ на вопрос, который возникал раньше: не всякая услуга является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является. Следовательно, богатые и состоятельные граждане, имеющие возможность купить такие услуги, по нашему мнению, не должны рассматриваться в качестве лиц, нуждающихся в бесплатных или частично оплачиваемых социальных услугах. Основания для предоставления бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг установлены в Законе «Об основах социального обслуживания населения». Таким образом, общее определение понятия социального обслуживания позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, к числу лиц, подпадающих под воздействие специальных организаций, оказывающих социальные услуги, относятся граждане пожилого возраста, инвалиды (в том числе и дети-инвалиды), а также иные категории лиц, определенные в законодательстве, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть. Во-вторых, в силу своего материального положения и иных обстоятельств, установленных в правовых актах, указанные лица получают социальные услуги в объеме и на условиях бесплатности или частичной оплаты. В-третьих, в систему социальных служб входят организации всех организационно-правовых форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, имеющие право предоставлять социальные услуги указанным лицам и осуществлять их социальное обслуживание. (Такое право им предоставляется при наличии соответствующим образом оформленных документов — лицензии, аттестации, в некоторых случаях — аккредитации в установленном законом порядке.) Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве (См. ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). К ним относятся: адресность — предполагает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг; доступность — означает реальную возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся; добровольность — означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия. Конечно, в некоторых случаях допускается принудительное навязывание социального обслуживания отдельным категориям граждан, например, недееспособным лицам; гуманность — свидетельствует о необходимости проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания; приоритетность — проявляется в предоставлении социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например прежде всего несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность — указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обслуживания; профилактическая направленность социального обслуживания — заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни. Деятельность в сфере непосредственного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов, ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания и др. Все перечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение также и в подзаконных актах, в том числе издаваемых Правительством РФ и Минздравсоцразвития РФ. Однако отметим, что в вышеуказанных законах о социальном обслуживании видны различные подходы к понятийному аппарату, принципам, формам и видам социального обслуживания. Все это приводит к выводу о необходимости выработки единства в их формулировании, а также в логическом правовом закреплении в виде отраслевого федерального закона кодифицированного характера.
|