![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место дисциплины в структуре оп воСтр 1 из 6Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки не предусмотрен Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная
Астрахань – 2015 Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/специальности ______ 050400.62 Психолого-педагогическое образование
доцент кафедры прикладной психологии
на заседании кафедры общей психологии и психологии развития Протокол № __ от «__» ________________ 2015 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ является формирование системы знаний по разработке и психолого-педагогическому сопровождению развивающих программ в образовательном процессе общеобразовательной организации Задачи освоения дисциплины: - изучить основные методологические принципы разработки и внедрения развивающих программ, а также контроля их эффективности. - овладеть знаниями о методах определения актуальности развивающих программ и профилактики сопротивления нововведений у участников образовательного процесса; - сформировать навыки эффективного сопровождения развивающих программ. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО 2.1. Учебная дисциплина Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующими дисциплинами: Введение в психолого-педагогическую деятельность Знать принципы работы педагога-психолога, сферы применения психолого-педагогических знаний, особенности взаимодействия с различными субъектами образования Уметь диагностировать затруднения в образовательном процессе, находить причины снижения эффективности образовательного процесса Владеть навыками разработки комплекса мероприятий по запросам субъектов образования. Теория обучения и воспитания Знать особенности процесса обучения и воспитания Уметь осуществлять выбор методов обучения и воспитания в соответствии с потребностями субъектов образования Владеть навыками разработки комплекса мероприятий по запросам субъектов образования. 2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Групповое консультирование участников образовательного процесса психологическая служба в системе образования Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ, логически и содержательно-методически предшествуют изучению особенностей взаимодействия различных субъектов образования, системы разработки целенаправленного сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях различного типа. Такая последовательность дисциплин способствует непрерывности процесса формирования компетенций выпускника. 1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций
2. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Специальная психология»: Общая трудоемкость дисциплины составляет зачет 2 зачетных единиц, 72 часа, ауд.22, лек.11, прак.11, сам.раб. 50. Форма контроля – зачет, 7 семестр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в дисциплину. Понятие «Развивающая программа». Классификация развивающих программ. Ключевые элементы развивающей программы. Специфика психолого-педагогического сопровождения развивающей программы. Раздел I. Психолого-педагогическая деятельность в общеобразовательной организации Тема 2. Основные требования к работе педагога-психолога в общеобразовательной организации. Должностные обязанности педагога психолога СОШ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, среднем звене, старших классах. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период внедрения ФГОС.
Тема 3. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения г. Астрахани. Методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации педагога-психолога образовательного учреждения г. Астрахани. Перспективный план работы психолога на год. Журнал учета ежедневной работы. Протокол проведения диагностического исследования. Примерная схема анализа психодиагностического исследования. Отчет о проведенной диагностической работе. Журнал учета групповых форм работы. Журнал учета индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Журнал консультаций психолога. Примерная схема анализа работы педагога-психолога учреждения образования за год. Журнал посещения уроков
Раздел 2. Этапы психолого-педагогического сопровождения развивающих программ. Тема 4. Разработка развивающей программы: Методы определения проблемных зон. Актуальность развивающей программы. Методы определения проблемных зон: мозговой штурм, майнд-мэп., матрица Исикавы: возможности применения при разработки развивающих программ. Методы анализа и решения проблем.
Тема 5. Разработка развивающей программы: Алгоритм принятия решений. Формы и методы контроля результатов. Технология разработки развивающих программ. Методы и формы контроля эффективности развивающих программ. Примеры развивающих программ.
Тема 6. Управление изменениями – психолого-педагогическое сопровождение внедрения развивающих программ. Ключевые сложности при внедрении развивающих программ. Модель принятия изменений. Формула эффективности внедрения развивающих программ. Этапы внедрения развивающих программ.
Тема 7. Создание среды лояльной к введению инноваций. Психолого-педагогическое сопровождение изменений педагогического коллектива, учащихся, родителей. Профилактика сопротивления инновациям. Создание креативной среды.
Тема 8. Мировой опыт психолого-педагогического сопровождения и внедрения развивающих программ. Особенности психолого-педагогического сопровождения развивающих программ в мировом опыте. Опыт сопровождения программы «Эмоциональная компетентность» у младших школьников в Израиле. Подведение итогов
5.Образовательные технологии: лекция, семинар-практикум, дискуссия, коллоквиум, мини-тренинг, организация обратной связи ирефлексии; ИКТ (презентация графической и визуально-образной информации); деловая игра, креативная игра и др. В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики психодиагностики по каждому из направлений специальной психологии. В процессе чтения лекции по второму разделу примеры рекомендуется использовать в качестве материала, иллюстрирующего психодиагностическую деятельность в различных ситуациях дифференциальной диагностики. Информационные и интерактивные технологии (кейс-метод, мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции. Оценка качества освоения материала курса производится на основе результатов промежуточного и итогового контроля знаний. Текущая оценка включает в себя: 1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях; 2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы; 3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной итоговой контрольной работы. Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.) Итоговая контрольная работа проводится на последнем лекционном или последнем семинарском занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса
Удельных вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20% (по ФГОС) В качестве интерактивных форм используются: - разбор диагностических случаев; - анализ конкретных ситуаций; - решение профессиональных задач в индивидуальной и групповой форме. В качестве промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине при изучении дисциплины рекомендуется зачет в устной форме.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы для подготовки к семинарам и выполнения контрольных работ; анализ публикаций статей по коррекции девиантного поведения детей и подростков; сбор банка методов и способов коррекции девиантного поведения детей и подростков, а также контроль посещаемости аудиторных занятий; оценка активности участия в дискуссиях на аудиторных занятиях; оценка степени активности в работе мини-групп; оценка всех форм самостоятельной работы (тесты, упражнения, кейсы, и др.); защита групповых практико-ориентированных проектов; ответы на зачетные вопросы.
Тематика семинарских занятий Планы практических занятий Практические занятия проходят в интерактивных формах в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях отрабатываются навыки, полученные в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие теме главы и разделы в предлагаемых учебных пособиях. При подготовке к работе в микрогруппах состава следует ориентироваться на тот промежуток времени, который указан в методических разработках. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции, поощряется ясное выражение их собственных мнений по обсуждаемым вопросам и проблемам.
Практическое занятие №1. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности Вопросы для рассмотрения 1.Профессиональная деятельность психолога как процесс решения психолого- педагогических задач. Навыки решения психолого-педагогических задач в ситуации неопределенности. 2.Понятие о педагогической ситуации, педагогической задаче. Понятие о психолого-педагогической ситуации. 3.Алгоритмы решения педагогических задач. Алгоритмы решения психологических задач. 4.Зависимость форм психолого-педагогической деятельности от целей и задач профессиональной деятельности. Практическое занятие № 2. Прогнозирование и моделирование образовательных и педагогических ситуаций, Вопросы для рассмотрения 1.Сложность и многоплановость профессиональной деятельности педагога- психолога. 2.Творческий характер профессиональной деятельности педагога и психолога. Педагогические и образовательные ситуации. 3.Необходимость принятия решений в каждой конкретной психологической и педагогической ситуации. Необходимость прогнозирования и моделирования профессиональной деятельности. 4. Прогностическая деятельность педагога – умение педагога определять цели и задачи воспитания и обучения в виде образовательных и педагогических ситуаций. 5.Моделирование действий педагога в соответствии с целями и задачами образовательного процесса, а также с учетом конкретной ситуации – Практическое занятие №3. Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач. Вопросы для рассмотрения 1.Понятие об образовательных задачах. Виды образовательных задач 2. Роль и место психолого-педагогических исследований в решении 3.Прогнозирование и проектирование решения образовательных задач. 4. Специфика психолого-педагогического исследования. Планирование, подготовка и проведение психолого-педагогических исследований. 5.Отбор диагностических методов. Учет возрастных особенностей учащихся в проектировании психолого-педагогических исследований. Оценка результативности решения образовательных задач. Практическое занятие №4. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах Вопросы для рассмотрения 1.Понятие о психолого-педагогической диагностике. Диагностика в профессиональной педагогической деятельности: диагностика предметных знаний, диагностика личностных и поведенческих особенностей учащихся. Общие закономерности и типы диагностических методик. 2.Особенности психолого-педагогической диагностики на различных возрастных этапах: младших школьников, подростков. Старшеклассников 3. Диагностика особенностей познавательных процессов учащихся, способностей, характера. 4.Понятие педагогической диагностики, ее цель и задачи. Типы педагогических диагностических методов. 5.Критериально ориентированные тесты в педагогике. Личностно- ориентированные методы педагогической диагностики.. 6. Диагностика обучаемости. Диагностика воспитуемости. Практическое занятие №5 Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские. Вопросы для рассмотрения 1.Понятие об активном психолого-педагогическом взаимодействии. Специально организованное общение в различных формах активного психолого-педагогического взаимодействия. 2.Специфика психолого-педагогического взаимодействия в психолого- педагогическом консилиуме и педагогические мастерских. 3.Понятие дискуссии, спора, полемики, их взаимосвязь. Конструктивный и деструктивный спор. Психологические особенности ведения деловой дискуссии. Этапы деловой дискуссии. Специфика постановки проблемы. Регистрация и обсуждение альтернативных вариантов. Практическое занятие №6 Обучающие тренинги. Вопросы для рассмотрения 1.Возможности развития профессиональных коммуникативных качеств и умений· учителя. 2.Формирование профессиональных навыков общения (ориентация в ситуации, · решение ситуационных задач, установление психологического контакта с людьми разного возраста и пола, расширение коммуникативных возможностей, 3.Снятие собственных личных барьеров – излишней директивности, проекции· собственных мотивов и переживаний на другого, боязни общения и т.п.). развитие невербальных средств общения 4.Тренинги компетентного общения. Психогимнастика. Видеотренинг.· 5. Учебно-тренировочные группы в учебном процессе.·
|