Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический строй и социальное развитие Цинской империи
Утверждая с помощью феодалов-изменников свою власть в Китае, маньчжурские завоеватели использовали для подчинения народа старую китайскую государственную систему. Господствующее положение в империи Цин заняла малочисленная маньчжурская знать. Ее власть в огромном Китае поддерживалась прежде всего с помощью военной силы. Основным ядром цинских войск оставалась созданная еще Нурха-ци восьмизнаменная армия. Она формировалась главным образом из маньчжуров, однако включала также некоторые контингенты воинов китайского и монгольского происхождения. Гарнизоны восьмизнаменной армии размещались в 72 стратегически важных пунктах страны. Кроме того, существовали китайские войска «зеленого знамени», весьма многочисленные, но гораздо хуже обученные и снаряженные. Центральные органы Цинской империи в основном копировали административные институты периода Мин. Территория страны была разделена на провинции, которые группировались в десять наместничеств, располагавших войсками и финансами. Назначавшиеся императорским двором маньчжурские наместники обладали значительной самостоятельностью, что облегчало им борьбу с возможными выступлениями китайского населения. Маньчжуры, утвердившись в Китае, использовали конфуцианство в качестве официальной идеологии и религии. Завоеватели оценили роль конфуцианского учения с его заповедью подчинения младшего старшему, народа — монарху, как средства духовного угнетения китайского народа и воспитания в нем рабской покорности. Орудием упрочения своей власти маньчжурские правители сделали и китайское феодальное законодательство, введя в него положения, закреплявшие привилегии маньчжуров по отношению к китайцам и другим народностям Китая. Уголовный кодекс Цинской империи предусматривал неподсудность лиц маньчжурского происхождения обычным судам и более легкие, чем для китайцев, наказания за преступления. Особыми привилегиями пользовались маньчжурские аристократы и потомственные дворяне, стоявшие на верху социальной лестницы цин-ского Китая. Даже рядовые маньчжуры имели в некоторых отношениях больше прав, чем многие китайские феодалы. Однако именно из среды последних выходило подавляющее большинство мелких и средних чиновников, которые верой и правдой служили иноземным правителям. Классовой основой маньчжурского владычества в Китае был сложившийся в борьбе против восставшего китайского народа союз завоевателей с китайскими феодалами. Представители господствующих слоев многочисленных народностей, живших на территории Цинской империи, лишались права занимать какие бы то ни было должности в государственном аппарате, а китайцам-мусульманам разрешалась лишь военная служба. Китайское крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, было полностью бесправно и подчинено строжайшему надзору государственной власти. Низовыми ячейками надзора по-прежнему оставались сельские общины и десятидворки, основанные на строжайшей круговой поруке. В своей повседневной жизни крестьяне были связаны всевозможными обычаями и запретами. Они не могли распоряжаться своим хозяйством и имуществом, без разрешения резать свой скот, продавать свою продукцию, покупать соль и т. д. За нарушения многочисленных запретов им угрожали физические наказания, ссылки на тяжелые работы, а то и казнь. Столь же бесправными были и массы городского населения — ремесленники, мелкие торговцы, подмастерья и наемные работники. Законы регламентировали их работу и повинности, чиновники постоянно вмешивались в дела цеховых и земляческих организаций, подчиняя их своему полному контролю. В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Их число с приходом маньчжурской власти значительно возросло: при завоевании страны довольно много людей было обращено в рабство. Все маньчжурские военные и гражданские чиновники и даже солдаты обзавелись слугами-рабами, которые обслуживали их самих и членов их семей. Впоследствии число таких рабов продолжало расти, при этом правительство неоднократно издавало законы о наказаниях беглых рабов и их укрывателей. Открыто велась работорговля. И хотя рабский труд сравнительно мало применялся в сфере производства, само возрождение архаического института рабства заметно ухудшало общее положение трудящихся и способствовало социальному и экономическому застою Китая.
|