Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Доходы общественного сектора






Государственные доходы — это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридических и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на: 1) возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи); 2) возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи); 3) общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды) Поступления в государственные целевые фонды включают обязательные отчисления юридических и физических лиц в государственные целевые фонды. Такие отчисления производятся с целью обеспечения финансирования государственных целевых программ. Доля государственных целевых фондов составляет до 0, 3% в доходах государственного бюджета. В частности, в состав этой группы в разные периоды развития нашей страны входили отчисления в фонды: осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; социального страхования; содействие занятости населения; инновационного фонда; социальной защиты инвалидов; охраны окружающей среды; строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования; фонда финансирования расходов на авиационную деятельность и др.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на: Централизованные доходы — или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные доходы — или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Финансирование дефицита бюджета проводится путем привлечения займов. Классификация финансирования бюджета осуществляется по категориям кредиторов (или владельцев долговых обязательств) и по типам долговых инструментов.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Налоговые поступления - это доходы, привлекаемые в состав государственного бюджета в форме общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Доля таких поступлений в структуре доходов государственного бюджета составляет от 65 до 70%, а доля в ВВП - от 9 до 12%. К налоговым поступлениям относятся прямые и косвенные налоги, сборы и обязательные платежи. В частности, налоговыми поступлениями являются налоги на доходы, на прибыль, на увеличение рыночной стоимости активов, платежи за использование природных ресурсов, акцизы, налог на добавленную стоимость, ввозная пошлина, плата за лицензии и др. Это будем разбирать далее.

Неналоговые поступления - доходы, привлекаемые в формах, которые не относятся к налоговым платежам.

Неналоговыми поступлениями в государственный бюджет являются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

3) поступления от штрафов и финансовых санкций;

4) другие неналоговые поступления.

Неналоговые поступления - это статья доходов бюджета, которая занимает второе место в структуре доходов и составляет примерно 25% от доходов бюджета. Особо отметим доходы от собственности и предпринимательской деятельности. К поступлениям от собственности и предпринимательской деятельности относятся: рентная плата за нефть и газ собственной добычи, поступления от реализации избыточного вооружения; плата за транзит нефти и газа территорией Украины; дивиденды, начисленные на акции, доли государства в капитале хозяйственных обществ, арендная плата за аренду государственного имущества и др.

Так, в их состав впервые включены доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

В той мере, в какой поведение предприятий определяется свободным действием рыночных сил, его принадлежность к общественному сектору проявляется главным образом в том, что чистая прибыль, причитающаяся собственнику, передается в бюджет. Конечно, государство, выступая в качестве собственника, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая ему основные параметры затрат и выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства в принципе не характерны и могут быть оправданы лишь постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики.

Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия к общественному сектору не сказывается на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые изъятия из потенциально достижимого максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.

Если же речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Доходы государственного предприятия тем позитивнее отражаются на доходах общественного сектора, взятого в целом, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное предпринимательство служило только способом пополнения казны, то наилучшей его формой была бы покупка акций высокодоходных частных компаний при минимальном вмешательстве в их оперативную деятельность.

Третья группа поступлений в государственный бюджет - доходы от операций с капиталом - имеет относительно небольшую долю в структуре доходов - примерно 1, 5%. К этой группе относят доходы от продажи драгоценных металлов и драгоценных камней и государственных запасов товаров из государственных резервов.

Трансферты - это средства, полученные бюджетом на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие средства различные звенья бюджетной системы могут получать от органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств и международных организаций. Доля трансфертов в доходах государственного бюджета является незначительной и составляет 0, 15% от их общей суммы.

В раздел " другие доходы" входят поступления в виде: превышение доходов над расходами НБУ; средств, полученных от размещения внутренних займов; поступления в виде возвращенных государственных займов, процентов по займам и кредитам, предоставленным государством; средств от конфискованного имущества, бесхозного имущества и др.

Согласно порядку распределения и поступления доходов в соответствующие бюджеты, все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в установленной законодательством доле (от общегосударственных налогов и сборов) перечисляются в соответствующие бюджеты. Порядок распределения закрепленных доходов между звеньями бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Украины. Такими доходами являются: налог на имущество предприятий и организаций, плата за землю, арендная плата за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности, превышение доходов над расходами НБУ, полученные дивиденды на акции, которые находятся в общегосударственной собственности и др.

Регулирующие доходы - это поступления в соответствующий бюджет средств в виде отчислений от общегосударственных налогов и сборов), которые утверждаются на каждый бюджетный год. Такие доходы определяются Законом о Государственном бюджете на текущий год. К регулирующим доходам в Украине относят: НДС, акцизный сбор, доходы от приватизации государственного имущества, подоходный налог с граждан, сбор на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемый при покупке-продаже валют, торговли ювелирными изделиями, недвижимости и др.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Таким образом, государственные доходы — это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал