Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Провалы рынка
Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Формы провалов рынка: 1) внешние эффекты; 2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI) 3) общественные блага; 4) неполная информация Внешние эффекты. О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других. Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве. Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды, связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим. Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении. Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов. 1. Внешние издержки производства. Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС) на величину внешних предельных издержек (MEC). На рис. общественно эффективный выпуск химзавода будет Q *, где P = MSC. Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов. Рис. Внешние издержки производства.
Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство. 2. Внешние выгоды производства. Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек. На рисунке, подобном рис., в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС, т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC. Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному. 3. Внешние издержки потребления. Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги. На рис. изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q *, то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р. Здесь превышение MВ над MSB есть MEC (для потребителей). Рис. Внешние издержки потребления.
4. Внешние выгоды от потребления. Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис. достаточно поменять местами MВ и MSB. В таком случае превышение MSB над MВ есть MEB. Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, когда имеют место внешние издержки, то благ производится или потребляется слишком много, а их цена занижается. Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды, то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается. В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах. В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов р ынок не выравнивает MSB и MSC.
Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний. Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC. Это показано с помощью рис., который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c, при котором MSB = MSC. Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m, при котором MR = MC. Рис.. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.
В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются. Рис. Чистые потери общества от монополизации.
При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c, который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S) = P (= AR). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3). Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5). Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода). Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС. Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5. Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m, приравнивая свои MR и MC, и реализовывать эту продукцию по цене P m. Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5). В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m, общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.
|