Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Работа над курсом «Безопасность жизнедеятельности» ведется в течение одного семестра и завершается сдачей экзамена в конце первого семестра. В качестве форм текущей аттестации студентов используются: защита проектных работ (расчетные работы), тестирование, контрольные работы, участие в семинарах. Экзамен по БЖД проходит в устной форме. Время, отведённое на ответ, ограничено. Исходя из этого, студент должен хорошо ориентироваться в материале, уметь чётко и конкретно ответить на заданный вопрос. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, что практически в каждой теме есть три составляющие: термины и понятия, характеристика стихийного бедствия, опасного явления или другого процесса, безопасность жизнедеятельности. Литература, указанная в пособии по каждой теме, не является обязательной к прочтению, для экзамена достаточно хорошего знания материала лекций. Однако студентам рекомендуется прочесть хотя бы один источник по теме. В случае самостоятельного изучения какой-либо темы, рекомендуется прочтение такого количества источников, указанных в списке литературы, которое максимально способствует пониманию всех пунктов темы, означенных в пособии. Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:
Тест - вопросы по курсу «безопасность жизнедеятельности»: 1. Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются: а) опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них; б) причины здоровья человека, методы и средства его развития. 2. Основные задачи дисциплины БЖД: а) идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания; б) защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; в) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания; г) все перечисленное выше. 3. Безопасность жизнедеятельности защищает человека от негативного влияния: а) атмосферы; б) биосферы; в) техносферы. 4. Опасность – это: а) явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека; б) заболевание, травма, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т.п.; в) процесс распознавания образа опасности, установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности. 5. К пассивным факторам воздействия относят: а) механические воздействия; б) психофизиологические воздействия; в) воздействие скользких, неровных поверхностей; г)термические воздействия. 6. К активным опасным и вредным факторам относят: а) неровные поверхности; б) химические ожоги; в) предметы острой формы. 7. Риск – это отношение: а) числа летальных исходов к общему числу работающих; б) числа летальных исходов к числу травм; в) числа травм к общему числу работающих. г) измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода, что подразумевает наличие статистических данных. 8. Приемлемый риск составляет: а) 2• 10 –10; б) 1• 10 -20; в) 1• 10 -6; г) 1• 1010. 9. К вредным факторам воздействия относят: а) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья; б) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека; в) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций; г) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора. 10. К опасным факторам воздействия относят: а) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека; б) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций; в) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора; г) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья. 11.На сколько категорий подразделяются помещения по взрывопожарной опасности, назовите их: а) 3 (А, Б, В); б) 8 (А, Б, В1-В4, В, Г, Д); в) 5 (А, Б, В, Г, Д); г) 7 (А, Б, В1, В2, Г, Д, Е); 12.Что не рекомендуют делать специалисты человеку, если видимость в зоне задымления становится меньше 10 метров? а) не следует производить не какой работы; б) если есть необходимость, то зайти в зону задымления; в) не следует входить в эту зону; г) не следует находиться рядом с этой зоной. 13.Каким образом необходимо эффективно использовать огнетушащие вещества? а) проверить срок их годности; б) следует вначале огнетушащие вещества подавать в места наиболее интенсивного горения; в) следует огнетушащие средства подавать на пламя; г) следует огнетушащие средства подавать не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность. 14. Какой должна быть помощь пострадавшему при отравлении угарным газом? а) следует прекратить действие газа и вынести пострадавшего на свежий воздух, спрыснуть лицо холодной водой; б) следует согреть пострадавшего; в) следует немедленно напоить пострадавшего; г) следует сделать пострадавшему искусственную вентиляцию легких и прямой массаж сердца. 15.Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на: а) токсических свойствах, некоторых химических веществ; б) изменение состава воздушной среды в зоне заражения; в) применение биологических средств. 16. По токсическому действию на организм аммиак относят к следующей группе ОХВ: а) удушающие; б) общеядовитые; в) нейротропные; г) удушающе-нейротропные; д) нарушающим обмен веществ. 17. Выходить из зоны химического заражения следует: а) перпендикулярно направлению ветра; б) по направлению ветра; в) навстречу потоку ветра. 18. От каких факторов оружия массового поражения защищает убежище? а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва; б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия; в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения; г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения. 19.Наиболее сильной проникающей способностью обладает: а) альфа-излучение; б) бета-излучение; в) гамма-излучение. 20. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие? а) от ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия; б) от химического и бактериологического оружия; в) от радиоактивного заражения. 21. Артиллерия впервые была выделена в самостоятельный род войск в результате военной реформы: а) Ивана Грозного; б) Петра 1; в) Д.А. Милютина; г) В.А. Сухомлинова. 22. Репелленты, это: а) средства от комаров; б) природные или синтетические химические соединения, обладающие отпугивающим действием на членистоногих; в) средства от блохастых мартовских котов; г) химические вещества, предназначенные для уничтожения любых вредителей, включая переносчиков болезней человека и животных. 23.Средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей, это а) фунгицидное средство б) инсектицид в) репеллент г) акарицид. 14. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения … а) 3 м/мин; б) 3 - 100 м/мин; в) более 100 м/мин. 24. Согласно ст. 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок … лет а) 5-20лет; б) 5-10 лет; в) 7-12 лет; г) 3-7 лет. 25. Совершение действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях… а) преступная акция; б) экстремизм; в) терроризм; г) бандитизм. Примерные контрольные вопросы: 1. Анализ города как источника опасности. 2. Аварии на объекте народного хозяйства, характеристика очагов поражения и возможные последствия. 3. Природа возникновения землетрясений. Основные параметры землетрясений. Правила безопасного поведения при землетрясении. 4. Пожар. Причины возникновения, правила безопасного поведения. Средства пожаротушения. 5. Опасности, связанные с применением бытовой химии, первая помощь при ожогах и отравлениях. 6. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения. 7. Виды опасностей по источникам возникновения и характеру воздействия на человека. 8. Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Правила безопасного поведения. 10. Автономное существование человека в природных условиях. Правила поведения при вынужденной автономии. 11. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения. 12. ЧС криминогенного характера. 13. Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. 14. Характеристика и последствия оползней, селей, обвалов. Правила безопасного поведения. 15. Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения. Правила поведения 16. Основные причины и классификация наводнений. Последствия. Правила поведения. 17. ЧС аварийного характера в жилище. 18. Химически опасные объекты. 19. Негативные факторы бытовой, городской и производственной среды. 20. Виды психического воздействия на человека и защита от них 21. Социальные опасности, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ. 22. Правила выхода из очага радиационного заражения. 23. Здоровый образ жизни и его составляющие. 24. История террористических атак с использованием бомб 25. Понятие риска и угрозы. Требования к написанию рефератов, перечень тем. Примерные темы рефератов: 1. Взаимодействие человека и среды обитания. 2. Город как источник опасности. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). 3. Опасность ядерных катастроф. 4. Окружающая среда и здоровье населения. 5. Промышленное развитие и экологический риск. 6. Переработка радиоактивных отходов в России и за рубежом. 7. Микроэлементы и тяжелые металлы: влияние на здоровье человека. 8. Роль отраслей экономики в загрязнении среды обитания. 9. Естественная радиация солнца и ее влияние на здоровье человека. 10. Ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, напряженный темп городской жизни, возникновение психологической усталости. 11.Экологические факторы среды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека и защита от них. 12. Химические загрязнители внешней среды и их воздействие на организм человека. 13.Химические бытовые загрязнители и их воздействие на организм человека. 14. Акустические колебания. Действие шума, инфра- и ультразвука на человека Защита от их воздействия на организм человека. 15. Психологические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное физическое, эмоциональное, мотивационное и т.д.); утомление; дистресс; тревога, фобии; испуг; страх; паника. 16. Методы повышения психологической безопасности. 17. Информационная безопасность. Меры и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности. 18. Медико-биологические и социально-экономические последствия стихийных бедствий и их влияние на условия жизнедеятельности человека. 19. Опасные и вредные вещества микробиологических производств. Источники инфекций. Инфекционные болезни. 20. Национальная безопасность РФ, проблемы и пути решения. 21. Проблемы международной безопасности РФ. 22. Продовольственная безопасность РФ, пути решения. 23.Формирование навыков поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера. 24.Исследование режима защиты рабочих и служащих предприятия (объекта) в условиях радиационного заражения. 25.Пути формирования здорового образа жизни у детей, подростков, юношей. Методические указания. Реферат означает краткое письменное изложение или доклад содержания публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных работ студента. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Различают монореферат, предназначенный для передачи содержания одной книги, статьи, и обзорный реферат, суммирующий данные нескольких источников по одной теме. Основная цель реферата - дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней. Структура реферата обычно включает в себя: 1. Титульный лист. 2. Оглавление, т. е. план реферата - перечень проблем, которые в реферате раскрываются. Пункты плана нумеруются, и указывается номер страницы, на котором они расположены. 3. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, формулируется цель работы, дается краткий обзор литературы. 4. Основную часть, где излагаются точки зрения на решение проблемы авторов, чьи работы были использованы, и собственная позиция студента по реферируемой теме. 5. Заключение - здесь формулируются общие выводы. 6. Библиография. Действия по написанию реферата: 1. Необходимо выбрать и сформулировать тему реферата Тема должна быть конкретной и достаточно узкой. 2. Составляется план реферата, который может изменяться в процессе работы. 3. Необходимо ознакомиться со всей опубликованной по данной проблеме литературой и составить библиографию. 4. При изучении литературы следует делать выписки, аннотации на прочитанное, конспекты. 5. Одновременно с изучением литературных источников необходимо вести группировку исследуемого материала, сопоставляя, сравнивая сделанные выводы, полученные данные. 6. Литературное оформление полученных результатов предполагает знание и соблюдение некоторых требований: излагать материал нужно ясно и чётко; соблюдать систематичность и последовательность в изложении; текст рукописи должен делиться на абзацы. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль; цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки на источник. При оформлении реферата следует соблюдать следующие правила: 1. Оформляется титульный лист реферата с указанием наименования учебного заведения, в котором вы учитесь, кафедры, которая выдаёт задание, название работы, фамилии автора и научного руководителя, указывается город и год. 2. Текст печатается через 1, 5 интервала на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 пт.). 3. Обязательно оставляются поля: левое - 30 мм, верхнее - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм. 4. Повествование должно идти строго по плану, который помещается на первой странице реферата. 5. Объём реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста. 6. В реферате по тексту должны быть указаны в квадратных скобках номера источников литературы, которые должны совпадать с номером в представленной библиографии. Библиография должна содержать не менее 10 литературных источников. 7. Страницы нумеруются вверху по центру, начиная от титульного листа (стр. 1 на титульном листе не пишется). Оценивается реферат «зачет», «незачет». При получении оценки «незачет» работа дорабатывается студентом, согласно выявленным преподавателем недостаткам в реферате и сдается на повторную проверку. Организация самостоятельной работы .Методические указания: В целях овладения знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, исследовательской деятельности организуется внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Она должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом и данной рабочей программой. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: - готовность студентов к самостоятельному труду; - мотивация получения знаний; - наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; - система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; - консультационная помощь преподавателя. На самостоятельную работу студентам отводится 50% времени от общей трудоемкости дисциплины. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит: Чтение и анализ дополнительной литературы; написание домашнего задания; подготовка к итоговому зачету.
|