Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие поздней готики
Переход к позднеготическому стилю отчетливо виден на примере собора в Фердене-на-Аллере близ Бремена. Благодаря этому великолепному собору маленькая бременская епархия смогла представить себя в более выгодном свете. А с точки зрения истории архитектуры ценность этого здания состоит в том, что здесь был выстроен первый в Европе многоугольный зальный хор, т. е. хор такой же высоты, как и все прочие части храма. (Зальный хор церкви в Хайлигенкройце, строительство которого началось лишь немного позднее, в 1288 году, имел квадратную форму.) В определенном смысле ферденские зодчие, пользуясь " средствами ранней готики", предвосхитили зальные церкви Парлержей, величайших мастеров позднеготической архитектуры в немецких землях. В плане хор состоит из полупролета и полудекагона; такая структура косвенным образом была заимствована из Реймса. Аркадные арки довольно широки, круглые опорные столбы окружены вплотную примыкающими к ним тонкими колонками. Все эти элементы в Германии впервые появились в хоре церкви Санкт-Элизабет в Марбурге, также созданного по модели реймского хора. Снаружи зальный хор в Фердене-на-Аллере представляет собой массивный кирпичный блок с простой крышей. Но несмотря на простоту формы, эту высокую двухскатную крышу построить было гораздо труднее, чем серию небольших крыш, так как для нее требовались особо длинные балки. Центральное окно в многоугольнике хора украшено ажурным орнаментом, формы которого заимствованы из Кельна. Иначе говоря, все архитектурные элементы, использованные в Фердене-на-Аллере, восходят к прототипам из самых знаменитых соборов. Совершенно иную, чем в Фердене-на-Аллере, форму зального хора мы обнаруживаем в большой австрийской цистерцианской церкви в Хайлигенкройце. Квадратный план этой церкви, не имеющей ни прототипов, ни позднейших аналогов, интерпретировался историками искусства по-разному: либо как конструкция из трех параллельных нефов, либо как здание, тяготеющее к центрической планировке. Церковь оснащена четырьмя независимыми от стен опорами, интервалы между которыми играют в объединении пространства хора и деамбулатория более важную роль, чем форма сводов. Пышная архитектура здания позволяет предположить, что оно было каким-то образом связано с династией Габсбургов. Пучки колонн здесь использованы впервые за всю историю австрийского зодчества; мотивы ажурного декора окон вполне современны для той эпохи; обилием стекла эта церковь напоминает парижскую Сент-Шапель. Дата начала строительных работ в Хайлигенкройце неизвестна. Мы знаем лишь, что в 1288 году строительство уже шло полным ходом, а освящение церкви состоялось в 1295 году. Во второй половине 13 века важную политическую роль играло ландграфство Гессен (Центральная Германия). Великолепный дворец ландграфа находился в Марбурге. Часовню марбургского замка, освященную в 1288 году, следует отнести к числу самых оригинальных построек того времени. По-видимому, ее планировали сделать двухэтажной (что было типично для замковых часовен), но нижний этаж здания так и не стал частью часовни. В марбургской часовне присутствуют три элемента, предвосхитившие архитектуру 14 века. Это островерхие контрфорсы, некая расплывчатость ажурного декора окон и, наконец, ступенчатые профили в интерьере. Последний из этих элементов представляет собой развитие принципа, уже проявившегося в трифории хора в Кельне (1248 - 1322). Контрфорсы марбургской часовни, поднимаясь от углов нижнего этажа, все отчетливее выдаются вперед на фоне отступающей вглубь, слегка скошенной стены. На уровне верхней трети окон они прерываются довольно широкими карнизами, выше которых становятся гораздо уже. Угловатость контрфорсов подчеркнута столь же резкими очертаниями карнизов. Формы ажурного орнамента окон, напротив, вырисованы нечетко: верхушки ланцетовидных секций не выделены, как обычно, самостоятельными контурами, а совмещены с очертаниями нижнего луча четырехлучевой звездочки в верхней части окна. В интерьере часовни участки стен под окнами обрамлены накладывающимися друг на друга профилями. Границы между отдельными архитектурными элементами, столь четкие в ранней и классической французской готике, здесь оформляются совершенно иначе. И хотя все эти новшества могут показаться незначительными, на самом деле они во многом предопределили выразительность позднейших образцов архитектуры, особенно в Центральной Германии, а также в южных и восточных немецких землях.
|