Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние Парлержей






Еще два архитектора из семьи Парлержей - Генрих и Михаэль - разработали проект для главной приходской церкви в Ульме. Предполагалось построить большой зальный храм, длина которого должна была составить 126 м, а ширина - 52 м. Но затем планы изменились, и была воздвигнута базилика, центральный неф которой достиг 42 м в высоту. Так ульмская церковь стала одним из самых грандиозных и внушительных образцов европейского храмового зодчества. Изменения в проект внес архитектор Ульрих фон Энзинген, работавший в Ульме с 1392 года. В ходе работы он тщательно соблюдал рекомендации городского совета, который в 1395 году приобрел право патронажа над этой церковью. К выдающимся достижениям фон Энзингена следует причислить проект ульмской башни, которая достигла 162 м в высоту и стала, таким образом, высочайшей церковной башней в мире. Свод центрального нефа по проекту фон Энзингена был возведен к 1471 году.

Не будучи епископской церковью, ульмский храм тем не менее ни в чем не уступал крупнейшим соборам своего времени. Это объясняется не только его гигантскими пропорциями, но и использованием типичных для соборной архитектуры мотивов: конструкция свода ульмского хора займствована из собора Праги, форма опорных столбов центрального нефа - из собора Аугсбурга. Когда зальная церковь была преобразована в базилику, хор оказался значительно ниже центрального нефа. Еще одна примечательная черта интерьера ульмской церкви - резко сужающиеся кверху стрельчатые арки, которые задают общую вертикальную устремленность композиции.

Особого внимания заслуживает система освещения ульмского храма. Эту черту уже в 1488 году подметил монах Феликс Фабри. Его рассуждение по этому поводу - самое раннее из дошедших до нас описаний такого рода. Фабри пишет о том, что свет заливает все внутреннее пространство здания, так что получается " церковь без единого темного уголка". Развиваясь на протяжении 15 века, эта особенность - заполнение интерьера церкви ярким и чистым солнечным светом - превратилась в одну из основных отличительных черт немецкой храмовой архитектуры. Французские соборы (например, в Шартре) с мрачным интерьером и глубокими, насыщенными темными тонами росписями канули в прошлое. Яркая освещенность немецких соборов достигалась не за счет большей площади окон, а благодаря новому способу остекления: основная масса стекол оставалась неокрашенной, а потому лучше пропускала свет.

В это время в Бамберге была возведена церковь " в стиле Парлержей" - так называемая Обере-Пфарре (Верхний приход. - Примеч. ред.), хор которой начали строить в 1392 году, а завершили тридцать девять лет спустя. Апсида с деамбулаторием и капеллами охватывает девять сторон шестнадцатиугольника, а верхний ее этаж представляет собой полудекагон. В деамбулатории треугольные в плане пролеты чередуются с квадратными или трапециевидными. Это позволило установить пары параллельных контрфорсов под прямым углом к стене.

Интересная особенность здесь состоит в том, что в углах многоугольного верхнего яруса хора сходятся пары аркбутанов. В более ранних постройках к углу стены мог примыкать только один аркбутан. Впоследствии это новшество было развито, и в некоторых зданиях в одном углу сходятся целых три аркбутана (как в соборе 1471 года во Фрайбурге). Кроме того, бамбергские аркбутаны имеют двухскатную верхнюю поверхность; этот мотив заимствован из наружного декора центрального нефа церкви Санкт-Лоренц в Нюрнберге. Такая форма аркбутанов заставляет - по меньшей мере обычного зрителя - усомниться в их конструктивной необходимости. А благодаря тому что сочленение контрфорса с аркбутаном оформлено в виде " дуги", зрителю открывается также архитектурное строение верхнего яруса апсиды.

В период своего пребывания в Богемии Петр Парлерж также построил хор церкви Санкт-Бартоломеус в городе Колине-на-Лабе (Колин-на-Эльбе; 1360 - 1378). Главная особенность этой церкви состоит в том, что продольная ось хора имеет многоугольное потолочное перекрытие; в дальнейшем этот мотив стал одной из отличительных черт немецкой готики. Многоугольный свод позволяет убрать окна с центральной оси, и этим определяется его значение. Такой радикальный отход от структуры классического французского собора впоследствии повторялся во многих образцах немецкой храмовой архитектуры, хотя эти более поздние здания обычно оказывались зальными церквями, а не базиликами, как церковь в Колине. В зальвых хорах госпитальной церкви в Ландсхуте (начало строительных работ - 1408 г.) и главной приходской церкви в Зальцбурге, построенных в одно время, в центр многоугольного пространства хора помещена цилиндрическая колонна. У ее вершины сходятся несколько элементов свода; но такая колонна частично загораживает окно, расположенное на центральной оси хора. В результате зрительное восприятие пространства претерпевает существенные изменения. Обе церкви были построены под руководством выдающегося архитектора Ганса Пургхаузера.

В церкви Святого Духа в Гейдельберге (начало строительных работ - 1398 г.) и в костеле Святого Якуба в Нейсе (начало строительных работ - 1423 г.) стена деамбулатория задумана как продолжение стен центрального нефа, и вес ее приходится на внешние контрфорсы. Главная особенность этого костела, строившегося частично под руководством Петера из Франкенштайна, - два ряда исключительно мощных восьмиугольных в плане колонн, которые сложены из чередующихся слоев кирпича и тесаного камня. Эти ряды опор производят поистине потрясающий эффект перспективы. Так, уже в первой половине 15 столетия были освоены приемы, получившие дальнейшее развитие в архитектуре мюнхенской Фрауэнкирхе.

Центральный неф францисканской церкви города Торунь (в прошлом прусского, а ныне польского) оснащен внутренними контрфорсами; таким образом торуньский зодчий предвосхитил тяжеловесные и строгие архитектурные конструкции нескольких более поздних немецких готических храмов. Впрочем, торуньская церковь, построенная в середине 14 века, была не первой в своем роде. Конструкция с внутренними контрфорсами, огромное преимущество которой состояло в том, что внешние поверхности стен оставались свободными, появилась еще в 13 веке (таков, например, хор приходской церкви в Марбурге). Но в Торуни она достигла беспрецедентной мощи. Трудно поверить, что суровая простота этих архитектурных форм зародилась на основе францисканского устава. Такая тяжеловесная строгость не характерна именно для этого монашеского ордена, и впоследствии она находила архитектурное воплощение не столько в монастырских, сколько в приходских церквях. В южной стене торуньской церкви находится ниша, тянущаяся от пола до самого свода. Наружный декор здания чрезвычайно скуп: единственный декоративный элемент - глиняный фриз под карнизом. Гладкие стены пронизаны высокими проемами окон.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал