Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднеготическая архитектура Северной Германии






Вопреки попыткам некоторых исследователей провести произвольную параллель между положением дел в сфере искусства на севере Германии и ситуацией политического и экономического застоя в деятельности Ганзейского союза северогерманская архитектура ни в чем не уступала южногерманской. Величественную Мариенкирхе в Штральзунде (ок. 1384 – 1430/1440) следует рассматривать как первоисточник прекрасной строгости форм, характеризующей главную церковь Мюнхена, несмотря на все различия между этими двумя постройками, связанными с базиликальной формой Мариенкирхе и ориентацией ее зодчих на любекский образец. Внешняя поверхность стен Мариенкирхе освобождена от контрфорсов, а ради сохранения четкости этой сложной структуры, тяготеющей к стилю укрепленных замков, все аркбутаны были спрятаны под крышами трансепта. Благодаря этому общий зрительный эффект стал определяться верхним ярусом здания. Западная часть, в особенности напоминающая крепостную башню, утяжелена псевдо-трансептом, который в действительности предстваляет собой всего лишь растянутый вдоль поперечной оси нартекс. Над этим псевдо-трансептом высится гигантская восьмигранная башня, фланкированная двумя угловыми башнями и, подобно крепостной башне, окруженная парапетной стенкой с амбразурами. Церковь расположена на юго-западе города, в месте, где когда-то проходила городская стена. Шпиль башни, вознесшийся на 150 м в высоту, превзошел не только шпили любекских церквей, но и возведенный Генрихом Хюльцем ажурный шпиль собора в Страсбурге, поднявшийся лишь на 142 метра. Сохранившийся до наших дней шпиль Мариенкирхе был сооружен в 1708 году. Новизна штральзундской церкви определяется тем, что ее зодчий " вывернул наизнанку" принципы ранней готики: по словам историка архитектуры Георга Дехио, все структурные элементы были помещены снаружи, в результате чего при взгляде на интерьер конструкция здания далеко не очевидна.

Вершины своего мастерства штральзундский зодчий достиг в проекте многоугольной апсиды. На каждой грани стены размещены три окна, точнее, полноценное среднее окно и примыкающие к нему с боков два полуокна. Если рассматривать эти окна в фас, они воспринимаются как раскрытый триптих-складень; если же смотреть на них сбоку, все они представляются полуокнами, отделенными друг от друга углами стены. Нет ничего удивительного в том, что столь абстрактная архитектура, основанная на игре зрительных иллюзий, не была оценена по достоинству в 19 веке, когда окна на фасадах трансепта снабдили ажурным орнаментом, а наружные стены пресбитерия без малейшей к тому необходимости оснастили пилястрами.

Еще до 1400 года архитектор Хинрих Брунсберг начал работы но возведению хора грандиозной церкви Мариенкирхе в Старгарде – уникальной кирпичной базилики с трифорием. К числу ее необычных особенностей относятся ниши для скульптур под капителями опорных столбов. Здесь они удачно вписаны в общую композицию интерьера – в отличие от аналогичных ниш в соборе Милана, созданных приблизительно в то же время, но чересчур тяжеловесных и громоздких, тем более что там они были объединены с капителями.

Крупнейшим строительным проектом 15 столетия к северу от Альп была реконструкция Мариенкирхе в Гданьске (Данциге), не ставшая, однако, последним из крупных произведений готической архитектуры в этом регионе. Центральный неф этой церкви был обрамлен двумя боковыми; капеллы сравнялись по высоте с центральным нефом, а рукава трансепта оказались асимметричными (в северном рукаве два прохода, в южном – три). Три особенности гданьской Мариенкирхе вызывают ассоциации с искусством Нижнего Рейна и Нидерландов: во-первых, боковые нефы перекрыты отдельными крышами (как в двух францисканских церквях в Торуни); во-вторых, порталы и большое окно помещены в нишу, оформленную как двухскатная стрельчатая арка; и в-третьих, здание украшено башней с контрфорсами (для кирпичной архитектуры немецкой готики этот элемент не характерен). Гданьская Мариенкирхе особым образом вписана в систему городских улиц. Каждый портал соединен с улицей; не исключение и портал в восточной стене (абсолютно нетипичный элемент храмового зодчества), который связан с переулком Фрауэнгассе. В числе выдающихся архитектурных инноваций следует упомянуть необычное сочленение двух угловых окон на пересечении центрального нефа с южным рукавом трансепта. Когда опоры стен переместили внутрь здания, в этом углу оказалось два полуокна неодинаковой высоты. До сих пор угловые окна в готической архитектуре (например, в Испании или Венеции) использовались почти исключительно в светских строениях, они были невелики по размерам и, главное, размещались только на внешних углах и никогда – на внутренних, как здесь.

Не менее впечатляет оформление наружных стен, полностью лишенных всякого орнаментального декора. Непрерывный карниз четко выделяется на фоне стены ярким белым пояском; по контрасту с кирпичными стенами он изготовлен из камня. Еще одна примечательная особенность – скошенные углы, благодаря которым стены как бы перетекают друг в друга. Таким образом, изящные угловые башни (созданные по любекскому образцу), которые придают всему зданию дух светского великолепия, отлично вписываются в естественную логику всей архитектуры Мариенкирхе. Своды в интерьере выполнены в основном в " ячеистой технике", заимствованной из светской архитектуры Саксонии, что видно при анализе дворца Альбрехтсбург в Мейсене, Северный боковой неф собора в Бремене – зального храма, созданного на основе романской базилики, – следует причислить к величайшим достижениям позднеготической архитектуры на севере Германии. Строительство его началось при архиепископе Иоганне Роде 2 (1497 – 1511), а завершено было в 1522 году, незадолго до того, как до Бремена докатилась волна Реформации. Использованный здесь сетчатый свод, игнорирующий границы между пролетами, весьма необычен для архитектуры немецкого храма и гораздо более оригинален, чем своды Мариенкирхе в Гданьске, которые, несмотря на новаторскую для той эпохи форму, четко соотносились с пролетами. Зодчий собора Бремена Корд Поппелькен с большим вкусом привел старые элементы в гармонию с новыми; от старого романского здания он сохранил капители колонн и некоторые другие элементы. Процесс повторного использования старых элементов зашел так далеко, что уже в 16 веке на северной стене была воспроизведена " акведуковая" система южной стены, созданная в 13 столетии. Это объясняется характерным для некоторых немецких архитекторов конца Средневековья " археологическим" подходом к своей работе: они совершенно сознательно включали в свои проекты различные старинные архитектурные формы. Образцами такого историзма служат, в частности, башня Кляйн Санкт-Мартин в Кельне (1460 – 1486) и южная башня собора в Оснабрюкке (1505 – 1544).

Приблизительно за тридцать лет до реконструкции северного бокового нефа собора в Бремене сходным образом был перестроен северный боковой неф брунсвикской коллегиальной церкви Санкт-Блезиль (1469 – 1474). При этом старая романская архитектура не была принята в расчет: благодаря своей экспрессивной новизне этот двойной северный неф резко контрастирует с сохранившимися элементами предыдущего здания церкви. Здесь установили необычные колонны – задолго до того, как подобные им опорные столбы появились в архитектуре южных регионов (например, в Айхштетте; самые знаменитые образцы находятся в Португалии – в Сетубале и Оливенсе). Каждая из этих круглых колонн оснащена четырьмя пилястрами, спирально обвивающими главный ствол, подобно виноградным лозам. Предшественницами этой формы колонн условно можно считать спиральные колонны романской архитектуры, образцы которых сохранились в монастыре Санкт-Гилес в Брунсвике. Особенно эффектно выглядят колонны Санкт-Блезиль благодаря чередованию спиралей, закрученных по часовой стрелке и против нее. А рисунок нервюр свода сменяется через каждые два пролета.

На примере церкви Санкт-Николас в Висмаре отчетливо видно, что кирпичная готическая архитектура может быть весьма изысканной, т. е. аскетичная строгость некоторых известных образцов кирпичной готики вовсе не являлась следствием использованных материалов. Южный портик этой церкви в 15 веке был увенчан пышно декорированным фронтоном. Фигурки святого Николая и Девы Марии, изготовленные из глазурованной глины, повторяются в двух главных рядах пластического декора, а также в треугольной композиции, обрамляющей центральную глухую розетку, в середине которой изображен солнечный лик. Невзирая на обилие образности, декор этого фронтона отличается удивительно четкой геометричностью.

Этот конкретный образец изысканных кирпичных композиций был выложен на плоской поверхности; однако на севере Германии существовала также традиция гораздо более сложной структуры стен – с ажурным декором, вимпергами, краббами, декоративными средниками окон. Все кирпичные фронтоны такого рода восходят к фронтону Мариенкирхе в Нойбранденбурге (ок. 1300). Своего расцвета эта традиция достигла в 14 веке в архитектуре Мариенкирхе в Пренцлау. В начале 15 века она пережила еще один подъем, что отразилось в декоре церкви Санкт-Катарина в Бранденбурге.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал