Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Идейно-политическая обстановка в Остготском государстве.
За три с половиной века христианство превратилось из верования небольшой горстки провинциалов в официальную религию Римской империи. Тем не менее, последние язычники были крепки в своих убеждениях в той же степени, в какой были крепки первые христиане. За ними стояли величие древнего Рима, традиции предков. В V веке на Западе, особенно в среде высшей римской аристократии, оставалось немало приверженцев древних верований[8]. Язычество сохранялось и в крестьянских слоях, и имело мощную поддержку в верованиях варвар. Чтобы стать вселенской религией христианству предстояло преодолеть культуру огромной эпохи. Ядро языческого мировоззрения составляла философия. Поэтому идейная борьба разгорелась именно вокруг нее. Апостол Павел предостерегал: «Смотрите братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира…» (Послание к колоссянам II, 8). У неоплатоников язычество превратилось из общенародной в религию элитарную. Т.к. неоплатонизм отличался внеличностным восприятием бытия и отрицанием страдания, все оправдывающей абсолютизацией мировой гармонии[9]. В IV-V вв. неоплатонизм проникает в христианское богословие. Языческая мудрость проникает в христианство на правах подчинения высшей истине Писания. После падения Западной Римской империи в 476 году в государстве Одоакра, а затем в Остготском государстве обнаруживается тенденция тяготения к «римской форме». Первые десятилетия правления Теодориха не предвещали последующей трагической судьбы Остготского государства. Наметилась даже относительная экономическая и политическая стабильность Италии. Программной политической установкой Теодориха стало единое осуществление союза остготов и римлян в рамках единого государства. В духовной жизни общества шла активная переработка и усвоение «мыслительного материала» античности. В этом процессе латинский элемент сохранял приоритет. Однако оставался еще и дух языческой древности[10]. Теодорих был христианином арианского течения. В этом течении Христос почитался не столько в образе Бога, сколько в более понятном для воинственных германцев образе героя. Около 522 года Боэций занял высший пост в правительстве Теодориха, став магистром оффиций (соотносимо с должностью премьер-министра). В том же году оба его сына были назначены консулярами. Со времен республики предки Боэция (знатный римский род Анициев) занимали высшие ступени иерархии власти. Среди них были консулы, два императора и даже один папа[11]. Христианство фамилия приняла еще в IV веке.
|