Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззренческая ориентация. Вопрос об отсутствии в сочинении обращения к Библии. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Традиционно Боэция относят к числу неоплатоников. В самые ответственные моменты философ обращается к Платону. Кроме того, важным источником для Боэция был Аристотель. Однако его утверждения рассматриваются через призму философии Платона. Несмотря на достаточно резкую оценку учения стоиков и эпикурейцев, Боэций все же испытал на себе их влияние. Боэций неоднократно обращается к Цицерону. Из литературных источников можно выделить «Илиаду» Гомера и «Андромаху» Еврипида, цитируемых по-гречески. Более того, автор обнаруживает прекрасное знание римской поэзии и литературы (Горация, Вергилия, Овидия, Катулла, Ювенала и др.)[31]. Обращает на себя внимание не только отсутствие обращения к Библии и сочинениям христианских авторов, но и отсутствие упоминаний имени Христа. На данный момент существуют ученые, которые считают, что «Утешение» - это первая (философская) часть незавершенной работы, в которой продолжение должно было содержать религиозно-теологические измышления. Существует так же мнение о том, что направленность книги была в легализации свободного философствования в рамках теоцентрической средневековой культуры. Вследствие этого требовалось умолчание о вере[32]. Даже самые тщательные изыскания обнаружили лишь туманные намеки на христианские мотивы. Э.Жильсон указал на одно предложение в 12 прозе 3 книги, которое можно трактовать как передачу фразы из книги Премудрости 8, 1[33]. Однако, скорее всего, Боэций употребил выражение, бывшее в то время на слуху. Из всего этого можно сделать вывод, что «Утешение» - произведение не христианской ориентации. Это подтверждается не только отсутствием обращений к христианским источникам, но и общей философской концепцией. Вопрос о характере мировоззрения философа выходит далеко за рамки его биографии и является частью проблемы преемственности между античной и средневековой культурами. Сложность вопроса состоит в том, что все сочинения, за исключением теологических трактатов («О троичности», «Против Евтихии и Нестория», «каким образом субстанции благи…»), не содержат прямых свидетельств христианской ориентации Боэция. В теологических трактатах Боэций пытается разрешить проблему формирования нового метода философствования, разрабатывая при этом оригинальную концепцию взаимоотношения веры и разума[34]. Античное мышление еще не знало раздвоенности, которую породила проблема веры и разума в христианском мировоззрении, а в дальнейшем в средневековой культуре. Боэций провозглашает, что истины веры должны быть подкреплены доказательствами разума. Вера должна быть понята. Заключение
[1] Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М., 1884. Т. 1-4. [2] См.: Уколова В.И. Античное наследие и культура средневековья. - М., 1989. – С. 24-26. [3] Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – С. 102-112. [4] Аверинцев С.С., Гаспаров М.Л., Самарин Р.М. Латинская литература // История всемирной литературы. - М., 1984. Т.2. - С. 448. [5] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. [6] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М., 1979; Он же. Северин Боэций и его роль в истории западной культуры // Вопросы философии. 1980. № 4. [7] Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. — М., 1987. [8] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 16. [9] См.: Там же. – С. 17. [10] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 31. [11] См.: Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция. – С. 260. [12] См.: Там же. – С. 260-261. [13] См.: Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. – С. 33. [14] См.: Майоров Г.Г. Там же. [15] См.: Майоров Г.Г. Там же. – С. 264. [16] См.: Уколова В.И. – С. 34. [17] См.: Там же.. [18] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 54. [19] См.: Там же. [20] См.: Уколова В.И. Позднеантичная и раннесредневековая культура. - М.1989. – С. 18. [21] См.: Уколова В.И. Там же. – С. 20. [22] См.: Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. – С. 37. [23] См.: Там же. [24] См.: Уколова В.И. Там же. - С. 56. [25] См.: Уколова В.И. Поздняя античная… - С. 37. [26] Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – М., 1989. – С. 22. [27] Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – С. 55. [28] См.: Там же. [29] Уколова В.И. Там же. – С. 127. [30] См.: Майоров Г, Г, Там же. – С. 320. [31] См.: Уколова В.И. Там же. - С. 86. [32] См.: Курсель П. У Майорова ссылка на странице 318 [33] См.: Уколова В.И. «Последний римляни»…. – С. 96. [34] Уколова В.И. Там же. – С. 76.
|